top of page

Поэта оголенный нерв


21 марта, во Всемирный день поэзии, в Смоленском областном центре народного творчества состоялось замечательное событие – поэтическо-музыкальный творческий вечер Анатолия Егоровича Савина (на снимке), посвященный презентации его недавно вышедшей аудиокниги «Верность слову» и готовящегося аудиодиска «Сила красоты». Анатолий Егорович хорошо знаком нашим читателям, да и многим другим жителям области в первую очередь как высокопрофессиональный врач-стоматолог-хирург, преподаватель смоленского медицинского вуза, подготовивший не одну сотню учеников, создатель и руководитель частной клиники, завоевавшей заслуженный авторитет у пациентов. Но недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Вот и Анатолий Савин, помимо своих профессиональных достижений, известен смолянам как поэт, пишущий предельно искренние, глубокие стихи. Он является членом Союза писателей России, автором 7 поэтических сборников. И, пожалуй, совсем не случайно стихи Анатолия Егоровича вдохновили нескольких смоленских композиторов на создание замечательных песен, которые можно услышать на «страницах» аудиокниги «Верность слову». Ну а на этом вечере друзьям и почитателям творчества поэта представилась великолепная возможность услышать их «вживую». Полноправными участниками этой встречи стали композитор Владимир Селезнев и певец и аранжировщик Александр Черненков, благодаря соавторству которых вдохновенные строки поэта обрели новую, музыкальную жизнь. Замечательные результаты этого творческого сотрудничества будут полностью представлены на готовящемся к выходу аудиодиске «Сила красоты», который наверняка будет пользоваться большим спросом. Ведь действительно, как признали все гости вечера, сочетание этих и без того берущих за душу поэтических строк с талантливой музыкой и прочувствованным исполнением производит очень сильное впечатление. И нашу беседу с Анатолием Егоровичем мы начали именно с того, как сложился этот продуктивный творческий союз. – Первым песни на мои стихи начал писать известный смоленский композитор Валерий Михеенков, с которым мы прекрасно сработались. Он создал несколько прекрасных песен, глубоко прочувствовав мои мысли и эмоции. К сожалению, несколько лет назад Валерий Иванович ушел из жизни. Я до сих пор скорблю о потере этого замечательного человека и надежного друга, талантливого музыканта, внесшего огромный вклад в смоленскую музыкальную культуру. И не могу не сказать, что просто не понимаю, почему сейчас его имя, его творчество практически предано забвению. Увы, как это часто у нас бывает: пока человек жив, он востребован, а потом – тишина… Ни друзья, ни коллеги почему‑то не подумали о том, чтобы организовать вечера его памяти, познакомить с его творчеством подрастающее поколение. И я очень рад, что созданные им песни представлены в моей аудиокниге «Верность слову», и всегда стараюсь включать их в программу своих творческих вечеров. Ну а с демидовским композитором Владимиром Яковлевичем Селезневым нас свел, можно сказать, счастливый случай. Он заинтересовался моими стихами, мы много общались и, что называется, почувствовали родство душ. Ведь чтобы получилась хорошая песня, композитор должен, как я это называю, «вчувствоваться» в стихи, понять глубинные мысли поэта, ощутить его эмоции. Владимиру Яковлевичу это удается. Потому и песни наши с ним получаются такие – разные по интонации, по мелодике, но неизменно передающие именно то, что я хотел донести до читателя, а теперь и слушателя. Таким же удачным стало и появление в нашей «теплой компании» талантливого певца и аранжировщика Александра Черненкова. Я очень благодарен ему за то, что он старается и аранжировкой, и вдумчивым, проникновенным исполнением помочь донести до аудитории мои чувства и мысли. – Многие из нас в юности пытались, что называется, рифмовать. А когда Вы поняли, что стихи для Вас – это уже неодолимое веление души? – Да и у меня поначалу это было некой забавой. Еще в студенческие годы писал стихи для различных «капустников», конкурсов, творческих мероприятий, даже становился дипломантом «Студенческой весны». Со временем, когда начал задумываться о более серьезных вещах, и стихи стали появляться более глубокие. Но и тогда я еще сомневался, действительно ли это – настоящие стихи. Отголоском тех сомнений, наверное, стало и такое мое стихотворение:

Возможно, это не поэзия. А так устроена душа – Босым идти по краю лезвия Не ради славы и гроша. Из боли слов слагать созвездия.

Ну а потом наступил момент, когда я осознал, что уже просто не могу без этого, что выразить свои мысли и чувства, донести их до людей мне хочется именно в стихах. И я счастлив, что Богом мне дана такая возможность. А еще я начал осознавать, что мы зачастую не понимаем полного значения, всей глубины слов, которыми пользуемся. У меня до сих пор бывают такие моменты, когда я вдруг по-особому начинаю слышать и чувствовать то или иное слово. И мне хочется, чтобы и читатели тоже это почувствовали, вдумались в глубину вроде бы привычных слов. – Анатолий Егорович, Вы – поэт довольно разноплановый. Есть у Вас и сугубо лирические стихи о любви, о родителях и близких людях, и впечатляющие картины природы. Но есть и печально-гневные строки, проникнутые болью за судьбу родной земли и нашего народа, за ошибки истории, за ложь и потребленческие настроения, царящие сейчас в обществе. Как это в Вас уживается? – Так же, наверное, как и в любом человеке (улыбается). Всем нам в различные моменты жизни свойственны разные мысли, разные чувства и эмоции. Другое дело, что поэт – это всегда человек неравнодушный, глубоко чувствующий именно боль: за несправедливость, за чью‑то беду, за страдания народа, за свою землю и свою Родину. Именно об этом я написал:

Как проводник народной боли, Поэта обнаженный нерв Устройством жизни недоволен И движим жаждой перемен. Ему подвластны лист бумаги И откровения порыв, Он сын сарказма и отваги, Кудесник мысли и игры. Он узник праведных мечтаний… И, часто воле вопреки, Из муки тайной и страданий На свет являются стихи.

Я уверен, что никогда поэтом не сможет стать человек, по меткому выражению Пушкина, «всегда довольный сам собой, своим обедом и женой». И с какими‑то карьерными или прагматичными соображениями настоящая поэзия несовместима. Если человек не боится развенчивать какие‑то ложные догмы, говорить правду об ошибках, о том, о чем принято молчать, он изначально не думает о своем благе и понимает, что вызовет в определенных кругах неприятие и осуждение. В нашей истории, увы, есть примеры и физического устранения «неугодных» поэтов. Но если у человека болит душа за то, что его окружает, эти мысли становятся просто неважны. Если ты чувствуешь в себе стремление поэтическим словом – а оно ведь действительно имеет особую силу! – бороться за правду и добро, ты не можешь этого не делать. А ведь вся история нашей многострадальной страны – это история ошибок, лжи, несправедливости. Именно об этом и моя поэма «С болью о зерне», и множество моих стихов, в которых я пытаюсь осмыслить исторический путь России, те страдания и беды, которые выпали на долю нашего народа как по вине внешних врагов, так и, увы, по вине собственного государства. Я многое пережил, многое видел и знаю, и считаю, что мой долг – донести это понимание, эти чувства до моих читателей. Может, это и не совсем скромно, но надеюсь, что мне удается следовать завету нашего гениального и очень гражданственного поэта Александра Сергеевича Пушкина – «глаголом жечь сердца людей». Наверное, лучше всего о моем понимании того, что такое поэзия, скажут мои же строки: Поэзию я не оставлю. В ней много такого, друзья, Что крепче гранита и стали, Того, что заставить нельзя, Того, что расправит колени, Под пулями выпрямит грудь, – Поэзия – честь поколений! И в этом поэзии суть!

– Если внимательно читать Ваши стихи, находишь очень много параллелей с христианскими заповедями. А Вы сами – верующий человек? – Вы знаете, нас, людей старшего поколения, очень много лет учили быть атеистами. Впрочем, и по сути своей быть слепо верующим я не могу. Я не хочу, следуя вдруг возникшей моде, без души исполнять внешнюю сторону церковных обрядов, не приемлю коммерциализацию церкви. Но знаю, что без веры жить нельзя – веры в вечные ценности, в то лучшее, что делает человека человеком, в любовь и настоящую дружбу. Для меня вера – это искренность чувств и мыслей и, конечно, честность во всем, прежде всего перед самим собой. Именно об этом я и пишу:

Всё от любви, всё от нее, Ей нет преград на белом свете. И солнце потому встает, Что есть любовь, цветы и дети. Иначе и не может быть – Ведь всё иное в мире тленно! В веках любви свивая нить, Жизнь торжествует во Вселенной.

И еще:

И вечны лишь добро и зло, И все меж ними выбирают. Я выбрал свой нелегкий крест, И потому, не беспокоясь, Иду, пока на свете есть Любовь, добро, друзья и совесть.

И если мои стихи помогут кому‑то не потерять эту веру, значит, я не зря жил и не зря писал свои строки. – Спасибо, Анатолий Егорович, за откровенный разговор и за Ваши замечательные стихи. Новых вам творческих успехов!

Ольга Колышкина Фото Александра Колышкина


bottom of page