top of page

Виталий Вовченко: «Жизнь – это всегда борьба»


14 января свой 75-летний юбилей отмечает Виталий Владимирович Вовченко, генерал-майор авиации, председатель Смоленского областного Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Почетный гражданин города Смоленска.

Накануне этого знаменательного дня он нашел время, чтобы ответить на наши вопросы. – Любой юбилей подразумевает некоторое подведение итогов. Ваши достижения, Виталий Владимирович, и на военной службе, и, скажем так, в гражданский период, общеизвестны и подтверждаются высокими званиями. А что Вы сами считаете успехами в своей жизни? – Подводить итоги, по-моему, всегда нелегко прежде всего самому, ведь если для окружающих какие‑то достигнутые тобой планки очевидны, то сам ты можешь считать самым важным что‑то другое. И, конечно, мои личные успехи неотделимы от моей семьи. Ведь когда у меня что‑то получается, это обязательно происходит при поддержке и понимании семьи, также и успехи моих детей – это и мои успехи. Но в целом я могу сказать, что считаю свою жизнь вполне удавшейся. Ну а главное удовлетворение за последние годы я получаю от того, что моя общественная деятельность, мои усилия в качестве председателя Совета ветеранов были плодотворными. Ведь все ветеранские организации на Смоленщине и, думаю, по всей России прежде всего стремились к тому, чтобы быть услышанными. И мы с радостью видим, что нынешнее руководство и государства, и нашей области, что называется, повернулось лицом к ветеранам, стало с большим пониманием относиться к нашим чаяниям и нуждам. Кроме того, нас очень беспокоило, что в последние десятилетия слово «патриот» стало каким‑то условным, лишенным того глубокого смысла, который вкладывают в него люди старших поколений. Поэтому наряду с, казалось бы, главной нашей задачей, которую мы старались и продолжаем решать – социальной защитой и улучшением жизни ветеранов, – мы уделяем особое внимание и этой проблеме. Это, возможно, даже главнейшая наша задача – патриотическая деятельность, патриотическое воспитание подрастающего поколения, да, пожалуй, и всех граждан нашей области и России в целом. И очень важно для нас, что эта наша работа, эти усилия находят понимание их значимости и активную поддержку у руководства нашей страны, нашей области. Думаю, все мы видим, что патриотическое движение в последнее время приобретает новые, свежие черты, которые успешно воплощаются в жизни. Это мы видели и во время подготовки к празднованию юбилея Великой Победы, и во время других мероприятий патриотической направленности. Одним из самых ярких подтверждений этому можно назвать акцию «Бессмертный полк», в которой с каждым годом принимает всё больше и больше людей, в том числе и совсем юных. И я, безусловно, получаю глубокое удовлетворение от того, что вижу, как молодежь всё больше тянется к ветеранам. Ведь если раньше мы ощущали некоторое отчуждение, нас как бы не замечали, то теперь явственно чувствуется перемена в отношении молодых людей. Так, молодые смоляне всё чаще приходят к нам в Совет ветеранов, предлагают свою помощь, участвуют в наших мероприятиях. Например, когда к нам в прошлом году приезжали делегации ветеранов из других городов, во встречах с ними обязательно принимали участие и молодые люди. И я вижу, что нынешняя молодежь смотрит на ветеранов, скажем так, другими глазами, они хотят нас слушать, понимать наши убеждения и устремления. И это, безусловно, молодежь, которая интересуется историей своей страны и обеспокоена судьбой своей Родины, области, города. И мы очень рады, что в этом есть и наша заслуга. Ведь мы живем в очень сложное время, когда объявлена, без преувеличения, информационная война против самого существования нашей страны, и очень важно, чтобы патриотизм, любовь к своей Родине были, что называется, в крови у каждого человека, естественными, как дыхание. Замечательно, что у большинства нынешней молодежи это есть. Но нам еще есть над чем работать, к чему стремиться, поэтому окончательные итоги этой деятельности подводить еще рано (улыбается). – Виталий Владимирович, мы с Вами встречались в разных ситуациях, на разных мероприятиях, я видела Вас и веселым, и озабоченным, и сердитым, но никогда не видела унылым. Что помогает Вам всегда сохранять бодрость духа и уверенность в своих силах? – Хочется думать, что это свойство моего характера. Но, конечно, оказала свое влияние и служба в Вооруженных Силах. Ведь человек, опускающий руки в трудной ситуации, для летной работы просто не подходит. И в училище, и во время службы нам прививали способность всегда сохранять хладнокровие, никогда не терять самообладания. Наверное, всё это вместе и сыграло свою роль в том, что я твердо уверен – унывать никогда нельзя, нужно уверенно и целеустремленно идти по своему пути, к своей цели. Ведь жизнь – это, по большому счету, всегда борьба. Вот посмотрите на растение, которое так стремится к жизни, что пробивает даже асфальт. Так и каждый человек всегда должен стремиться к полноценной, плодотворной жизни, быть прежде всего оптимистом и радоваться тому, что тебе отпущено. В любой, даже самой сложной ситуации ищи силы в себе, они в тебе есть! Да, не всё у нас сейчас ладится, есть много сложностей, но я уверен, что пройдет время и всё будет хорошо, всё у нас получится. Ведь подрастает поколение, которое способно сделать нашу страну великой и могучей. Я вижу это и по своим детям и внукам, по тому, как они радеют за свою страну, как они стараются работать на ее благо. Я вижу это и по другим молодым людям. И свои силы я черпаю в этом – общаясь с поколениями, которые моложе меня, и ощущая их любовь к нашей стране, их готовность ее защищать и строить. Этот оптимизм сопровождает меня по жизни и, надеюсь, будет поддерживать и в дальнейшем. – Вы сказали, что Ваши успехи были бы невозможны без Вашей семьи… – И это безусловно так. Моя семья – это моя крепость, мой надежный тыл, дающий мне силы всегда идти вперед. И прежде всего это моя верная спутница жизни Зоя Степановна, с которой мы вместе уже больше 50 лет. Мы учились с ней в одном классе, но тогда я как‑то особо ее не выделял. А вот после окончания школы мы с ней снова встретились и, как говорится, меня «зацепило», промелькнула искра – и осталась со мной на всю мою сознательную жизнь. И я очень благодарен судьбе за то, что у меня есть моя, как я ее называю, драгоценная женщина, которая во всем меня поддерживает и помогает. А ведь на ее плечи в течение многих лет ложились все тяготы и лишения гарнизонной жизни. Я многое мог бы рассказать о ее стойкости и мужестве, о неизменном оптимизме, которым она заряжала и меня. Вот, скажем, когда мы в 1965 году приехали на Дальний Восток, условия жизни там были очень далеки от идеальных: керогазы, угольные печи, удобства на улице. Жили сначала в комнате на 18 человек, температура в которой не поднималась выше 13-14 градусов. Затем – одна комната 9 квадратных метров в квартире на три семьи, потом – 11 квадратных метров на две семьи. Со временем жилищные условия, конечно, улучшались, но всё равно было нелегко. И все эти трудности ложились в основном на нее. Служба у меня была сложная, приходилось подолгу бывать в командировках. Случилось, что я улетел, когда дочери было 4 месяца, а прилетел – ей уже 9 месяцев, она уже стоит. Не легче Зое пришлось и когда я служил в Семипалатинске. Это ведь так говорилось – в Семипалатинске, а на самом деле отдельный гарнизон в 80 километрах от города, одна узкоколейка, даже дороги нормальной не было. Я даже о рождении детей узнавал не дома, а во время несения службы, о рождении сына – так вообще в воздухе. Там ведь и роддомов специальных не было, только воинские госпитали. Но я никогда не слышал от жены ни слова жалобы, ни одного упрека, что ей нелегко приходится, что она ведет хозяйство и растит детей в тяжелых бытовых условиях. Наоборот, она старалась поддержать меня, помочь советом в каких‑то сложных случаях. Так, когда встал вопрос о поступлении в военно-политическую академию, я сомневался – по сути, я был доволен своей жизнью, удовлетворен своим послужным списком, тогда я был уже помощником штурмана эскадрильи. Однако она настояла, чтобы я поступил в академию, помогала мне выдержать сложности сочетания службы и заочной учебы. Вообще все важные вопросы нашей жизни мы всегда решали сообща, и я неизменно чувствовал искреннюю любовь и заботу Зои обо мне, о нашей семье. – Считается, что военные – люди суховатые, не всегда умеющие выражать свои чувства словами. А Вы говорили жене о том, что любите ее? – Конечно, я никогда не стеснялся говорить ей о любви, благодарить за семейное счастье. А в последнее время я говорю ей теплые слова даже чаще, чем в молодости (улыбается). Вообще, я сейчас каюсь, что уделял так мало времени своей семье. Но это ведь не потому, что не хотел – я очень люблю жену и детей, – а потому что служба была такая. Иногда между длительными полетами даже на пару часов не успевал заскочить домой. И я очень благодарен своей жене за то, что она всегда хранила тепло семейного очага и смогла хорошо воспитать наших детей. У нас действительно прекрасные дети, замечательные внуки, за которых мы искренне радуемся. Старший внук Никита уже отслужил в армии, и я очень горжусь тем, что когда он окончил университет и встал вопрос о воинской службе, он даже не задумался о том, чтобы попросить меня, как сейчас говорят, его «отмазать». Нет, его просьба была только о том, чтобы по возможности попасть служить в Воздушно‑десантные войска. Он именно туда и попал, честно и добросовестно отслужил в Наро-Фоминске, получив благодарность командования. Мы всей нашей большой семьей провожали его на службу и встречали по ее окончании. Вообще мы очень дружим с семьей Машеньки, супруги моего сына Алексея, они замечательные люди, с которыми приятно общаться, с которыми у нас общие интересы и взгляды на жизнь. И я очень надеюсь, что наши внуки будут такими же хорошими людьми, будут так же любить свою Родину, как их родители, как бабушки и дедушки. – Простите за, может быть, нескромный вопрос. Ваш сын занимает солидную должность первого заместителя министра труда и социальной защиты. Дочь тоже успешный человек. Помогали ли Вы детям в карьерном росте? – Скажу вам честно, я к этому не имею никакого отношения. Даже если бы и захотел, то не смог. Когда Алексей начинал работать в Москве, у меня там не было никаких «рычагов влияния». А к его чести отмечу, что он и не просил об этом. Начинал работать простым специалистом, потом ведущим специалистом – работал ответственно, показал себя, и карьера пошла. И я горжусь, что он добился всего собственным трудом, добросовестностью и целеустремленностью. И невестка от него не отстает – у нее два высших образования, она в совершенстве знает английский язык и работает в солидной компании. У них растут две очаровательные девочки. А дочь Валерия окончила московский технологический институт легкой промышленности, она дизайнер и сейчас занимается собственным бизнесом. Я в этом ничего не понимаю, так что тут я тоже ничем помочь ей не мог. Она вполне состоявшийся человек, вырастила замечательного сына. К сожалению, нам не удается встречаться так часто, как хотелось бы, ведь дети много работают, но как только выдается возможность, мы всегда собираемся вместе. Надеюсь, и на мой юбилей соберется вся наша большая семья. – Спасибо за откровенный разговор, Виталий Владимирович. В день юбилея в Ваш адрес прозвучит немало добрых и теплых слов. А мы от всей души желаем Вам здоровья, счастья, успехов в Вашей многогранной общественной деятельности и такого же неиссякаемого оптимизма!

Беседовала Ольга КОЛЫШКИНА

Этапы большого пути

Виталий Владимирович Вовченко родился 14 января 1942 года в г. Кривой Рог Днепропетровской области Украинской ССР в семье рабочих. После окончания средней школы в 1959 году 2 года работал токарем на шахте. В 1961 году поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов, которое закончил в 1965 году. С 1965 по 1974 год проходил службу в частях Дальней Авиации в Приморском крае (г. Спасск-Дальний) в должностях штурмана корабля, штурмана отряда, помощника штурмана авиаэскадрильи, заместителя командира авиаэскадрильи по политчасти. С 1974 по 1979 год служил в Семипалатинской области Казахстана в должности заместителя командира авиационного полка по политчасти. В 1977 году заочно закончил военно-политическую академию имени В.И. Ленина. В 1979 году был назначен начальником политического отдела тяжело-бомбардировочной авиационной дивизии в пгт. Серышево Амурской области, где прослужил 5 лет. С 1984 по 1987 год – инспектор Политического управления Военно-Воздушных Сил. В 1987 году был назначен членом Военного Совета – начальником политотдела 46‑й Воздушной Армии Верховного Главного Командования стратегического назначения, штаб которой дислоцировался в Смоленске. Вскоре ему было присвоено звание генерал-майора авиации. После расформирования 46‑й Воздушной Армии Виталий Владимирович был уволен в запас и остался жить в городе Смоленске. Дальнейшую трудовую деятельность В.В. Вовченко продолжил в должности заместителя директора завода «Протон», затем работал директором санатория «Мать и дитя». В 1996 году избран депутатом Смоленского городского Совета и его председателем. В 2005 году в третий раз подряд избран депутатом Смоленского городского Совета, а также председателем Смоленского областного Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. 31 августа 2009 года за большой личный вклад в развитие Военно-Воздушных сил, деятельность в органах местного самоуправления города Смоленска, ветеранского движения В.В. Вовченко было присвоено звание «Почетный гражданин города Смоленска». Награжден орденами «За службу Родине» III степени, «Красная Звезда», Святого Князя Александра Невского, Доблести, многочисленными медалями.


bottom of page