top of page

Сила врача в его сердце


В Москве прошла церемония награждения участников XVI Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший врач года». Конкурс проходил по 36 номинациям. Ольга Короткая из поликлиники № 6 города Смоленска заняла второе место в номинации «Лучший участковый терапевт». Сегодня Ольга Анатольевна – гость «СН».

– Ольга Анатольевна, редакция «СН» поздравляет Вас с этим достижением. По условиям конкурса Вы должны были представить жюри работу, которая содержит определённые разделы. Как Вы думаете, почему Ваша работа была так высоко оценена жюри? – Большую роль сыграла моя насыщенная медицинская жизнь, события которой я отразила в конкурсной работе. Мы с коллегами сопровождали ветеранов Великой Отечественной войны на торжественные мероприятия, посвящённые Дню Победы. Мы выезжали в составе общих бригад, когда произошла трагедия с польской делегацией. Я сопровождала беженцев в Шумячский район. Когда я училась в институте, у нас была военная кафедра. Нас учили гражданской обороне, медицинской сортировке в военное время. Но я даже представить себе не могла, что мне придётся с этим столкнуться в ситуации с беженцами – в мирное время, спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны. В качестве медика я также постоянно бываю на спортивных соревнованиях и других культурных мероприятиях. Жюри рассматривало каждого врача не только как профессионала своего дела, но и как личность. Творческий ли это человек? Имеет ли он активную жизненную позицию? Я занимаюсь рукоделием: вяжу крючком и спицами, и большинство изделий было вынесено на рассмотрение жюри. Мои увлечения вообще заняли большой раздел в моей картине жизни. Я страстный поклонник здорового образа жизни. Я постоянно занимаюсь спортом: плаваю, катаюсь на лыжах, занимаюсь фитнесом и шейпингом. И своих пациентов я тоже стараюсь привлечь к таким занятиям. Не у всех, конечно, есть возможность. Но люди хотя бы начинают понимать, что нужно самому заботиться о своём здоровье. Я, кстати, работаю в поликлинике № 6 уже 30 лет. Поэтому всё перечисленное и опыт предыдущих лет помогли мне стать призёром всероссийского конкурса. – Удалось ли на награждении пообщаться с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой? – Я была в числе людей, которые смогли поблагодарить министра. Благодаря министерству здравоохранения и Веронике Игоревне, его возглавляющей, в Смоленске реализуются федеральные программы. Даже в нашей маленькой поликлинике, благодаря программе модернизации, была произведена замена оборудования. Теперь у нас цифровое рентгеновское оборудование, хорошее лабораторное оборудование, появились новые аппараты для УЗИ, аппарат в гинекологическом кабинете. Благодаря федеральной программе по диспансеризации взрослого населения, удаётся выявить у пациентов на ранних стадиях хронические заболевания или факторы риска, симптомы которых пока не беспокоят человека, но являются основанием для серьёзного заболевания. И диагностика на ранних этапах позволяет либо вовремя назначить профилактические меры, либо начать лечение на ранних этапах. – Насколько я знаю, Вы – потомственный врач. – Да, это так. Ещё моя прабабушка была акушеркой в Рославльском районе. Мои родители врачи. Мама Любовь Ивановна Боровик работала вначале врачом-педиатром, а потом детским психоневрологом. Дочь Наталья Николаевна Короткая тоже продолжила нашу традицию. Она работает врачом-педиатром в детской больнице. – Ольга Анатольевна, Вы пошли по стопам родителей и стали врачом. А были ли когда‑нибудь сомнения в выборе профессии? – Нет, никогда не было. Были сомнения насчет дочери. У неё есть склонности к гуманитарным наукам, и я советовала выбрать профессию в этой сфере. Но она сказала, что пойдёт только в медицинский университет. – Сколько пациентов в день Вам приходится принимать? – Около 25 человек. Из 4-х часов приёма на каждого больного отводится 12 минут, то есть каждый час я принимаю около пяти человек. И пять-шесть человек ещё посещаю на дому. Это привычный график работы, по нему я работаю всю жизнь. Единственное, в разные периоды на приём одного пациента выделялось разное количество времени. Сейчас 12 минут, и это очень мало. Пациента хочется побольше расспросить о его здоровье. Было бы лучше, если бы мы могли уделить больным по 15–20 минут. Хотя я уже 20 лет работаю на одном участке, знаю всех своих пациентов, поэтому некоторые вопросы я могу не задавать им. Я знаю на них ответы. – А задерживаться на работе приходится? – Да, если приходят «сложные» пациенты, то я задерживаюсь. – Нам постоянно сообщают о ежегодном повышении зарплат врачам. Как обстоит дело в этом году? – Зарплата у нас не повысилась. Ввели новую систему оплаты труда, но и при этом фонд заработной платы не изменился. Мы ничего не приобрели, но потеряли один важный аспект – участковость, то есть раньше участковым врачам осуществлялась доплата за работу на участке. И после 15 лет работы эта надбавка составляла 30%. К этому добавлялось 30% за стаж, и всего надбавка составляла 60%. Новая система оплаты труда примерная, как мне кажется. Думаю, она пока ещё находится в стадии пилотного проекта. В этой системе оплаты труда участковость составляет 30%, и 30% составляет надбавка за квалификацию, а остальные 30%, которые были компенсационной выплатой участковым врачам, пока что потерялись. По общей сумме зарплата меньше не стала, изменилась только система начисления. Зарплата у нас очень маленькая. Я работаю 30 лет. Это считается большим стажем работы. При этом у меня высшая квалификационная категория, и моя ставка составляет 9700 рублей. К этому добавляются стимулирующие выплаты. С вычетом налогов они составляют 8700 рублей. Значит, чуть больше 19000 рублей. – Ольга Анатольевна, с какими трудностями Вам приходится сталкиваться в работе? – В принципе, трудностей нет. Я люблю свою работу, у меня хорошие взаимоотношения с коллегами и с пациентами. Всё необходимое для больных в поликлинике есть. Только эти самые 12 минут, отведённые на приём одного пациента можно назвать трудностью, даже скорее не трудностью, а особенностью работы. Наверное, к особенностям работы можно отнести ещё то, что приходится быстро заполнять очень много бумаг. У нас есть электронная медицинская карта, сейчас мы ведём документы в электронном виде. Парадокс ситуации заключается в том, что за 12 минут нужно успеть уделить время пациенту, расспросить его, посмотреть, решить, какие лекарства ему нужно принимать. И ещё нужно оставить время, чтобы успеть занести эту информацию в электронный документ. Можно, конечно, беседовать с пациентом и тут же печатать на компьютере. Но всё равно сразу всё не успеешь. Если это льготный пациент, который бесплатно получает лекарства, то в электронной карте нужно отразить новые номера рецептов. С одной стороны, электронная карта очень удобна – не нужно больше разбирать каракули врачей. Но, с другой стороны, всё это требует времени. В коммерческих клиниках, насколько я знаю, на одного пациента тратят около 30 минут. У нас это невозможно, потому что в таком случае мы не сможем принять всех, кто нуждается в медицинской помощи. – Были в Вашей работе случаи, которые запомнились на всю жизнь? – Когда я ещё начинала работать (это было в городе Жуковка Брянской области), я подрабатывала на скорой помощи. К нам поступил вызов. Дети в лесу разожгли костёр и бросили туда патроны. Один из детей получил ранение. Мальчик был в сознании, но его состояние было тяжелым. Мы довезли его до больницы. И когда сделали снимок, то увидели, что пуля лежала у него на дуге аорты. Ребенок просто родился в рубашке. Его транспортировали в город и вовремя прооперировали. В Смоленске помню случай. Я обслуживала пациентов на участке другого врача. Приехали на вызов и видим, что мужчина лежит бледный на кровати. Измерили у него в крови уровень сахара, оказали первую медицинскую помощь. Я видела, что пациент в тяжелом состоянии и стала говорить, что надо ехать в больницу. А мужчина стал отказываться, говорит: «Я здесь полежу». В итоге мы госпитализировали его против его воли. У пациента оказалось желудочно-кишечное кровотечение. Он терял силы и уже не мог принять осознанное решение. И мы спасли человека, благодаря решению о госпитализации. – Каким, по Вашему мнению, должен быть хороший врач? – Хороший врач должен быть ответственным и небезразличным. Опыт и знания дают определённые навыки. У нас очень сложная работа. И иногда за резким и капризным поведением пациента может скрываться тяжёлая клиническая ситуация. Обязательно нужно держать себя в руках. Вместо того чтобы вступать в перепалку, нужно правильно принять решение о лечении пациента. Для этого необходимо уметь общаться с больными. Важно быть внимательным, чтобы ничего не упустить. Врач должен быть добрым по отношению ко всем людям, потому что сила врача в его сердце. – Ольга Анатольевна, что Вам больше всего нравится в работе участкового терапевта? – Я люблю свою работу. Мне нравится общаться с людьми. И когда люди приходят и говорят «спасибо» за то, что я помогла в той или иной жизненной ситуации, я чувствую, что работаю не зря. Не всем дано желание оказывать людям помощь. Я считаю, что это дорогого стоит. – А как Вам удаётся совмещать работу и так много хобби? – Увлечениями я занимаюсь в свободное время, в выходные дни. Работа с людьми не самая простая деятельность. И рукоделие мне помогает отвлечься и расслабиться. А спорт – это неотъемлемая составляющая здорового образа жизни. А когда ты здоров, у тебя есть силы, то и жить хочется, и работать. Врачу обязательно нужно следить за своим здоровьем, чтобы не получилось так, что сапожник без сапог. Всё в наших руках. Человеку обязательно нужно иметь физические нагрузки, много двигаться. Это нужно для того, чтобы сердце было здоровым, давление было в норме и чтобы не было лишнего веса. – О чём мечтаете? – Я не мечтаю, а строю планы. У меня нет глобальных мечтаний, скорее, есть желания в повседневной жизни, которые можно осуществить. Например, мне очень хотелось ездить за рулём машины. Я сдала на права и езжу уже много лет. Что касается планов то, я хочу получить звание «Отличник здравоохранения», после этого надеюсь получить звание Заслуженного врача РФ. Буду стремиться к этому. – У Вас есть жизненный девиз? – Мой девиз может показаться странным, – «Не дождётесь!». Я имею в виду то, что завистники и недоброжелатели не дождутся того, чтобы я сломалась, опустила руки в той или иной ситуации. Олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее». Он мне близок. Я всегда нацеливаюсь на хороший результат и верю в лучшее. – Спасибо, Ольга Анатольевна, за беседу. Успехов Вам!

Беседовала Александрина САБУРОВА


bottom of page