top of page

Вы даете (берете) деньги в долг?


Татьяна Алесюк, директор Смоленской областной специальной библиотеки для слепых: – Бывает, случаются незапланированные траты, и денег совсем не остается, но у частных лиц я не одалживаю деньги, потому что знаю, что друзья в таком же положении, что и я, – олигархов среди моих знакомых нет. А люди с небольшими зарплатами не смогут одолжить большую сумму денег, даже просить об этом неловко. Потому в таких случаях я беру кредит в банке. Мне приходилось брать деньги в кредит на обучение детей, на лечение и отдых. Дети приобрели квартиру благодаря ипотеке. Почему-то психология человека, и моя в том числе, так устроена, что легче отдавать долг, чем копить деньги заранее, хотя проценты в банках достаточно большие. Сама я, если у меня была возможность, то давала в долг небольшие суммы до зарплаты или аванса. Иногда давала взаймы, даже зная, что человек вряд ли отдаст, просто потому, что жалела его. Есть старая поговорка: «Не хочешь потерять друга – не давай ему книгу», которая сейчас преобразовалась во фразу: «Не хочешь потерять друга – не давай ему денег в долг». Пословица поменялась спустя время, но смысл её до сих пор актуален.

Наталья Козлович, директор детской музыкальной школы № 5 имени В.П. Дубровского: – Деньги в долг я даю. Отношусь к этому с пониманием, потому что у людей бывают такие сложные ситуации, когда деньги просто необходимы. Бывает, что маленькая сумма для человека – как спасение. И, конечно, лучше взять взаймы у друзей, чем брать кредит в банке. Когда я даю в долг, то сочувствую человеку и думаю о том, чтобы самой не попасть в такую ситуацию. Деньги мне всегда возвращают, но стоит отметить, что кому попало я и не одалживала. Сама я брала в долг в основном только на один день, например, если нужно что‑то купить, а денег при себе не было. Брать же надолго крупные суммы мне не приходилось.

Альберт Овчинников, бизнесмен: – Долг и кредитование – давно вошли в мировую практику. Кредит – это одна из форм взятия денег взаймы. В жизни я брал кредит несколько раз. Один из них – на строительство дома. Но хочу сказать, что когда берешь деньги в долг, нужно ограничиваться суммой, которая не превышает 2-3 месячные зарплаты. Если сумма будет крупнее, то её очень сложно будет отдать. Я же всегда старался погасить кредит как можно раньше. Считаю, что брать деньги в долг нужно лишь в исключительных случаях: улучшение жилищных условий, лечение и отдых. Если хочется что‑то купить, но без этого можно обойтись, то лучше не брать в долг. С кредитами нужно всегда быть очень осторожным. При занятии бизнесом, я увидел, как быстро увеличиваются деньги-проценты, которые нужно отдать. В моём случае сумма, которую я должен был вернуть, не превысила 20% стоимости бизнеса. Но если бы превысила, можно было бы обанкротиться. У меня же брали в долг родные и близкие люди и практически никто не вернул. Но я и не настаивал на этом, потому что видел, что люди находятся в сложной ситуации. Я считаю, что когда одалживаешь деньги, нужно учитывать то, что эти деньги могут не вернуть.

Светлана Ревенко, главный врач Смоленского областного врачебно-физкультурного диспансера: – Если моим друзьям очень нужны деньги, то я могу одолжить. Сама я стараюсь не брать в долг, пытаюсь сама справляться в сложных ситуациях. К тому, что люди берут деньги в долг, я отношусь нормально, потому что в жизни бывают разные ситуации, бывает так, что материальная помощь очень важна для человека в определённый момент. Но я даю деньги только надёжным людям. Сейчас сложное время, и нужно быть очень осторожным, потому что многие авантюристы наживаются на доброте людей.

Подготовила Александрина САБУРОВА


bottom of page