top of page

Юрий Шевчук: «Мы скучаем по большой идее»


– В последнее время ты часто говоришь о большом разрыве между реальностью и мифами, которыми нас пичкает телевидение. Неужели в телевизоре так искажена картинка?

– В Швейцарии недавно правительство предложило выплачивать каждому граждани‑ ну страны по 2250 евро в месяц, просто так, всю дальнейшую жизнь. Коммунизм! Провели референдум. Народ отказался. Работать хо‑ тят, карьеру строить, иметь цель в жизни… Где вы про это слышали? Для людей размышляю‑ щих очевидно, что картинка сильно искажена. И не только у нас. У многих людей нет другого источника информации, кроме телевизора. Поэтому они ведутся на пропаганду, попадая между молотом и наковальней. Кстати, боль‑ шинство моих коллег и друзей вообще пере‑ стали смотреть ящик, потому что сегодня там много «людей войны». Если тратить время и впитывать негатив, это чревато разводом с женой и полной потерей контакта с соседя‑ ми по лестничной площадке (смеётся).

Не в этом счастье

– «ДДТ» недавно вернулась из большого гастрольного тура по США и Европе. «Война пропаганд» там тоже ощущается?

– Будучи в Америке, я спрашивал аме‑ риканских граждан: «Знаете, что вы – наши враги?» Они были в недоумении, потому что ничего не слышали об этом. Да, большин‑ ство заняты своими проблемами, и многие вообще не знают, где мы находимся. Нашему человеку это трудно понять, потому что ему говорят, что в Европе и Америке нас все ненавидят. Немцы меня как‑то спросили: «А вы что, действительно на нас войной пойдё‑ те?» – «Да я вроде не собираюсь», – отвечал я (смеётся). Понимаешь, в чём дело… В ну‑ левые годы, когда цены на нефть были вы‑ сокими, многие люди в нашей стране стали жить лучше. Купили микроволновки и хо‑ лодильники, автомобили, многие сделали «евроремонт». А счастья как не было, так и нет. Во многом этот взрыв эмоций связан с осознанием, что не в «евроремонте» сча‑ стье. Россиянину мало предметного мира, бытового комфорта. Во многих из нас ещё живёт советский человек, и он скучает по большой идее. Я это чувствовал в нулевые годы. И понимал, что повальное увлечение материальными благами чревато тяжёлы‑ ми психологическими последствиями. Вот и произошёл, как говорят, «когнитивный диссонанс». Наши политики, видя эти страдания, пошли по самому простому пути – разверну‑ ли нашего человека в сторону войны. А людям важно…

–… чувствовать себя победителями?

– Конечно. 70 лет прошло после Второй мировой войны, а мы до сих пор празднуем единственную Великую Победу. Дороги у нас гораздо хуже, чем в Европе, и экономика сла‑ бее. А нам говорят, что мы самые крутые и самые сильные.

– Любому человеку хочется гордиться своей страной, это же так естественно. И нам есть чем гордиться.

– Да, мы можем ракету сварить из чего попало, даже из примуса, и она полетит. Можем постоять за страну. Но важно по‑ нимать, что мы не лучше всех и не хуже. Мы такие же, как и остальные. Мы – люди.

Накануне нашей беседы я ехал из Питера в Москву и читал одного из любимых философов – Шопенгауэра, который пишет, что замечательно, когда человек гордится сво‑ ей семьёй, работой, страной. Но гордый человек попусту не болтает. Ему не надо никому ничего доказывать. Он гордость (не гордыню) свою заработал своим трудом. А тщеславный, наоборот, много кричит. Пыжится. Потому что ему хочется не быть, а казаться великим и добрейшим – или ужасным, если хотите. И у него сил не оста‑ ётся ни на что другое, потому что вся энер‑ гия уходит на этот пиар. Конечно, никаких госдеповских печенек мы жевать не будем. Но, к сожалению, часто забываем про своё достоинство перед нашими начальниками.

Крым для всех

– Со временем тебе становится более ясно, что же на самом деле произошло на Украине? И как нам вернуть хорошие отношения с нашими соседями?

– Не буду умничать, до сих пор пытаюсь в этом разобраться. Написал несколько песен. Одна из них конкретно о разрыве Украины и России. Но я их не пою, потому что не нашёл несколько нужных слов. Это огром‑ ная беда, которая рухнула на всех нас. Людей жалко… Очень хочется, чтобы элита, которая нами правит, поумнела. Поняла бы, что сейчас не времена Ивана Грозного, а XXI век! Что‑ бы не забывала человека, потому что самый главный ресурс – это умный, образованный человек, а не нефть и газ. Ещё раз повторю – образованный человек! А в тоталитарном обществе нужен послушный необразованный дурак, легковерный хам. Ну это же унизитель‑ но для всех нас!

БГ не понимает

– В одной из наших бесед ты сказал, что в стране нетворческая атмосфера. Борис Гребенщиков на это ответил: «Говорить о нетворческой атмосфере – это всё равно что утверждать, что атмосфера неблагоприятная для течения крови».

– Да, история знает примеры, когда в са‑ мые тяжёлые и несвободные времена созда‑ вались шедевры культуры. Но я говорил об общей атмосфере, которую навязывают стране, – она нетворческая. – Если бы атмосфера была нетворческой, у тебя бы не рождались новые песни. Причём не только с ярко выраженной гражданской позицией, но и лирические, такие как «Антонина», например.

– БГ – мудрейший человек и гениальный поэт. Но я говорю о том, что нужно развернуть массы в сторону созидания. Больше об этом говорить по первому, второму, третьему ка‑ налу. Показывать и рассказывать о людях, ко‑ торые сеют и пашут, делятся с нами плодами своего труда, своими изобретениями. Не тре‑ щать с утра до вечера о том, что вокруг одни враги, а двинуть наивнейший, но прекрасный лозунг: «Ребята, давайте займёмся творче‑ ством!» Давайте построим замечательную, бо‑ гатую, добрую страну! Давайте инвестировать не в дворцы коррупционеров, а в людей, их во‑ ображение, новые технологии, производство, медицину, образование, науку. И через 10 лет мы не узнаем наши города и сёла. Если стра‑ ну развернуть в сторону творчества, то, может, танки и пушки нам будут не нужны. Потому что будут совершенно другие военные технологии. Правда, управлять такой свободной и интелли‑ гентной страной будет тяжеловато… (Смеётся.)

прашивал Владимир ПОЛУПАНОВ


bottom of page