top of page

Лучшие диеты в истории


Рассказываем как поддерживали себя в форме отважные гладиаторы и поэты-романтики

О том, что режим питания самым непо­средственным образом сказывается на само­чувствии человека, вероятно, знали и в Егип­те, и в Месопотамии. Но так уж случилось, что из всех древних именно греки оставили боль­ше всего трудов том, что и как следует есть. Гиппократовский корпус (совокупность произведений, чье авторство приписывает­ся «отцу медицины», греческому врачу Гип­пократу) включает, в том числе, сочинение «О диете», в тексте которого содержатся рекомендации по питанию больных, пора­женных различными недугами. Кстати, греческое слово «диота» означа­ло не только режим питания, но и образ жиз­ни в целом. Врачи хорошо понимали значи­мость комплексного подхода – одна только еда, даже самая «правильная», вовсе не га­рантирует здоровье и долголетие. Человеку нужно двигаться, считали античные медики. Тем, для кого движение было работой, прописывали особые профессиональные ди­еты. Олимпийцы питались сухой пищей – сыр, хлеб и сухие фиги. Позже придумали другой способ держать себя в форме – на столе спор­тсменов осталось только мясо и вино, ничего мучного, никаких овощей и фруктов. Столетия спустя похожий рацион получил название без­углеводной или белковой диеты.

Гладиаторы-вегетарианцы

Древнеримской диетикой, как, впрочем, и другими отраслями знаний, заведовали выходцы из Эллады. Поскольку первопричиной многих неду­гов является неправильное питание, лечить их следует диетой, считал Асклепиад. По мне­нию медика, даже расстройства психики под­даются корректировке посредством грамот­но подобранного рациона. Кстати, в отличие от своих предшественников, Асклепиад пола­гал, что, несмотря на ограничения, лечебная пища всё же должна быть вкусной. Лечение диетами проповедовал и дру­гой известный врач Гален. Ему приписывают слова: «Вставайте из-за стола слегка голод­ными – и вы будете всегда здоровы». Сравнительно недавно европейские уче­ные выяснили, как питались гладиаторы. В отличие от своих греческих коллег древне­римские «спортсмены» были строгими веге­тарианцами. Несмотря на то, что далеко не все бойцы числились в невольниках и влачили ни­щенское существование, питались меченосцы поголовно пищей бедняков – бобами и зерно­выми. А чтобы организму было легче восста­навливаться после травм и долгих тренировок, они пили специальный богатый стронцием на­питок – разведенный в воде пепел.

Вильгельм и лошади

С началом Средневековья заботиться о красоте и здоровье бренного тела стало не модно. Попытки система­тизировать содержимое стола предпринимались только в са­мых запущенных случаях, когда избыточ­ный вес серьезно мешал жить. Например, в 1087 году король Англии Вильгельм, по прозвищу Завоеватель, об­наружил, что растолстел настолько, что больше не может взобраться на коня. Чтобы как‑то избавиться от лишних килограммов, правитель решил полностью отказаться от твердой пищи, на завтрак, обед и ужин употребляя только спиртное. Впрочем, авторская диета оказалась не слишком эффективной. Монарх погиб в этом же году – по ироничному стечению обстоятельств, причиной смерти стало ранение, полученное при падении с ло­шади. Говорят, его тело едва смогли уме­стить в могилу.

Кулинария Брийи-Саварена

Интерес к вопросам питания на Евро­пейском континенте возродил французский философ и большой любитель вкусно по­есть Жан Антельм Брийя-Саварен. В 1825 году он опубликовал работу под названием «Физиология вкуса, или трансцендентная кулинария», несколько глав которой были посвящены ожирению. Общаясь с тучными людьми, Брийя-Сава­рен заметил, что большая часть из них не пред­ставляет свой стол без макарон, хлеба, кар­тошки или риса. На основании этого он сделал вывод, что первопричиной всех зол являются крахмал и мука, которые так любят толстяки. Не укрылся от него и тот факт, что лишние сан­тиметры на талии появляются быстрее, если мучное заедать чем‑нибудь сладким. Какова этиология, такова и терапия, ре­шил Брийя-Саварен и советовал всем жа­ждущим обрести тонкую талию исключить из своего рациона мучные, сладкие и насы­щенные крахмалом продукты.

Уксусная вода

Джорджу Гордону Байрону не повез­ло с наследственностью. В начале XIX века в моду вошла болезненная блед­ность, а поэт, как назло, уродился румяным и пухленьким. Всё бы ничего, если бы Байрон был обыч­ным, ничем не примечательным лордом. Но статус иконы романтизма обязывал сле­дить за собой. Кто поверит в искренность страданий пышущего здоровьем юноши? Поначалу поэт боролся со своей склонностью к полноте традиционным для английской аристократии способом – он усиленно занимался спортом. Однако ни плаванье, ни бокс не делали молодого человека более хрупким. Чтобы соответствовать своему лите­ратурному образу, Байрон перепробовал множество средств – рвотные и слабитель­ные препараты, строжайшая диета («тон­кий ломтик хлеба с чаем на завтрак, легкий овощной обед с бутылкой или двумя сель­терской воды, а вечером чашка зеленого чая без молока и сахара») и, наконец, уксус. Уксусом он пропитывал картофель и рис, а также «приправлял» им питьевую воду. Байрону удалось достичь поразитель­ных результатов – за пять лет он избавился от тридцати с лишним килограммов веса. Однако привычка постоянно насиловать свой организм в погоне за идеальной фигу­рой нанесла непоправимый ущерб его здо­ровью. Поэт скончался в возрасте 37 лет.

Смертый грех и крекеры

В 1830-х годах+ за упитанные щечки взялась церковь. Священник из Нью-Джер­си Сильвестр Грэм заявил, что чревоугодие развращает человека. Желание грешной плоти вкусно покушать расценивалось как аморальное. Кроме того, злоупотребле­ние, скажем, мясом подталкивало человека к еще более страшному греху – блуду. Что касается ожирения, оно, по заве­рению Грэма, представляло собой не что иное, как кару за невоздержанность раба божьего. Спасти бессмертную душу от ад­ского пламени, а бренное тело от одышки можно было, лишь перейдя на строгую ве­гетарианскую диету и отказавшись от муч­ного и сладкого. Алкоголь, табак, чай и кофе тоже следовало исключить из ра­циона добропорядочного христианина, считал священник. Чтобы компенсировать отсутствие хле­ба на столе своих последователей, Грэм придумал печь пресные хлебцы из цельно­зерновой муки. Сегодня различные версии «крекеров Грэма» можно приобрести в лю­бом супермаркете.


bottom of page