top of page

Вязьма: отголоски 90-х


В постсоветское время Вязьма получила звание «криминальной столицы» Смоленской области. Предпосылки для этого были – географические и экономические. Древний город расположен на трассе «Москва-Минск». Многочисленные криминальные разрозненные группировки создавались «для защиты от московских», облагали данью крупный бизнес, не гнушались и мелкими предпринимателями, объявив им тариф «за крышу». Продолжалось это не одно десятилетие. Группировки объединились в мощную преступную группу, раскрыть которую удалось лишь в 2014 году. В одно уголовное производство было объединено сразу 39 уголовных дел по факту вымогательства и «крышевания» бизнеса. Не брезговали поджогами, насилием, уничтожением имущества «несговорчивых». Группировка, «крышевавшая» местный бизнес, действовала в Вязьме более 20 лет, начиная с 1990-х годов. В 2015 году банде пришел конец. Казалось бы, на героической вяземской земле установились закон и порядок. Но уже в марте этого года предприниматель из Вязьмы был осужден по нескольким статьям УК: подготовка к преступлению, организация преступления и убийство по найму. 46-летний предприниматель, с высшим образованием, двумя малолетними детками, долгие годы работал в сфере пассажирских перевозок в Вязьме. Его автобусы курсировали в столицу, были заняты на местных перевозках. Сначала Александр Мельников возглавлял небезызвестное ООО «Бездорожье», где учредителями были его супруга и известный далеко за пределами Вязьмы криминальный авторитет Игорь Черников. Благодаря последнему бизнес развивался успешно и приносил немалые барыши. Выстрел наемного убийцы поставил точку в судьбе Черникова в конце 2012 года. Его компаньон продолжал трудиться на ниве пассажирских перевозок, зона его обслуживания – территория Вяземского района и город Вязьма.

Конкуренты

Бизнес Мельникова успешно развивался, пока на должность директора муниципального предприятия «Автоколонна 1459» не пришел Виктор Семейкин – экс-глава города Вязьмы. Нельзя сказать, что этот господин был в ладах с законом. Вязьмичи помнят громкий скандал с его участием: занимая высокий пост, он присоединил к своему земельному участку часть муниципальной дороги по улице Глинки. Прокурор Вяземского района обращался в суд с иском о расторжении незаконного договора купли-продажи муниципальной земли. А позже Виктор Семейкин был вынужден расторгнуть контракт по решению суда, признавшего результаты конкурса на замещение вакантной должности главы администрации незаконными. Хотя расторжение контракта произошло по взаимному соглашению сторон, уходить с политической арены Семейкин не собирался. Искушенный в политических играх чиновник без труда нашел возможность остаться при власти. Он был назначен депутатами на пост заместителя главы администрации. Далее Виктор Семейкин возглавил местную автоколонну, которая выиграла конкурс на пассажирские перевозки по 14 маршрутам. Заявки ИП Мельникова на участие в конкурсе были отклонены. Он не предоставил сведения об отсутствии задолженности по налогам и сборам, а также сведения о пассажирском автотранспорте. Торги по этим лотам признали несостоявшимися, и администрация района заключила договоры по ним с «Автоколонной 1459». Такое решение не исключало возможности привлечения к пассажирским перевозкам третьих лиц. Например, ИП Мельникова. Но Виктор Семейкин отказался сотрудничать с Мельниковым и заключил договоры на обслуживание муниципальных маршрутов с ИП Петровым и ООО «Макс». ИП Мельников оказался у разбитого корыта. Он был отстранен от муниципальных пассажирских перевозок. Свое несогласие работать с Мельниковым Виктор Семейкин объяснил тем, что предприниматель ранее отказался обслуживать убыточные пригородные маршруты, несмотря на дотации из районного бюджета. Свои неудачи Мельников связал с Семейкиным, который якобы «давит и душит» его бизнес.

Нет человека, нет проблемы

Еще до торгов 2015 года, когда у Мельникова была возможность заниматься муниципальными пассажирскими перевозками, бизнесмен задумал убрать конкурента. С соответствующей просьбой он обратился к водителю автобуса своего парка Костину и его знакомому Сергееву. Они не согласились на радикальные меры, пытаясь убедить Мельникова, что убийством проблему не решить – «придет другой человек». Но Мельников на протяжении 2013-2014 годов несколько раз возвращался к своему предложению о физическом устранении конкурента. Оперативники летом 2014 года посоветовали Сергееву «взять заказ» и отправили его на встречу со звукозаписывающей аппаратурой. Сергеев дрогнул и дал понять Мельникову, что их разговор записывается. Предприниматель быстро изменил свое поведение и в процессе встречи несколько раз сказал Сергееву, что тот «не правильно его понял: у него нет проблем с Семейкиным, а связывают их дружеские отношения».

300 тысяч – цена жизни

Несмотря на то, что Мельников знал об оперативной разработке его контактов в связи с угрозами убийства конкурента, он не оставил мечту осуществить задуманное. Когда предприятие стало нести значительные убытки, начальник службы безопасности ИП Мельникова знакомит его с Богдасаровым – киллером, ранее осужденным за заказное убийство. Впервые заказчик встретился с наемным убийцей в феврале 2015 года. Наемник требовал за свою работу 10 тысяч долларов. Сошлись на 300 тысячах рублей. Мельников осторожен: он не называет имени человека, которого «заказал». Предлагает киллеру посмотреть ролик на «YouTube» о присвоении Вязьме почетного звания «Города Воинской Славы». Там он запомнит человека, которому премьер-министр вручает грамоту. Мельников передал наемнику информацию об автомобиле, на котором ездит Семейкин, познакомил с картой, где находится автопредприятие. Предложил наемнику следить за объектом, чтобы выбрать лучший способ убийства. Для Мельникова главное, чтобы человек просто исчез и никто его не нашел: «Нету тела – нету дела». На том и порешили. Мельников передал киллеру 150 тысяч рублей для подготовки преступления. После нескольких разговоров с заказчиком наемник решил «слиться». 15 апреля 2016 года он написал заявление в УФСБ России по Смоленской области и стал сотрудничать с оперативниками. Богдасаров звонит Мельникову и произносит условную фразу: «Еду в командировку». Она означает, что заказ выполнен, Семейкин убит, а исполнитель покидает Смоленщину. Через час заказчик встречается с киллером возле гипермаркета «Линия», передает ему деньги. При выходе из машины преступник был задержан.

Наказание

В процессе судебного разбирательства Александр Мельников свою вину не признал. И он, и его защитники пытались убедить судей в подтасовке фактов, провокации со стороны досрочно освобожденного наемного убийцы, в попытке связать деятельность подсудимого с криминальным авторитетом Игорем Черниковым, безвременно закончившим свой земной путь. Доводы защиты и Мельникова не получили подтверждения, и подсудимый получил реальный срок. Его признали виновным в организации убийства по найму и осудили на 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Подсудимый подал апелляцию в областной суд. Но тот оставил приговор без изменения. 24 мая этого года приговор вступил в законную силу и поставил еще одну точку в деле вяземского криминала. Нам остается лишь удивляться человеческой жадности, глупости и тупому упорству в достижении своих неблаговидных целей. Мельников не мог не осознавать, что после гибели своего «партнера» Игоря Черникова он находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. На сходе жителей Вязьмы экс-начальник УМВД по Смоленской области Михаил Скоков пообещал жителям районного центра взять ситуацию под личный контроль: – К моему большому удивлению, город Вязьма переживает еще те лихие 90‑е, которые были у нас в стране. Ещё существуют организованные преступные группы, которые занимаются поборами, вымогательством. И эта проблема не изжита. И я хочу довести до вашего сведения, что ситуация взята на особый контроль и уже возбужден ряд уголовных дел за вымогательство. И некоторые лидеры уже арестованы. Все арестованные члены преступной группировки были уверены в своей безнаказанности. Полагали, что «сытые времена» за счет вяземского бизнеса будут всегда. Такая у них психологическая особенность. У Александра Мельникова психологи выявили его индивидуальные особенности: высокая самооценка, подозрительность, недоверчивость, своеволие и упрямство, категоричность и настойчивость. Такие качества мирно не уживаются у одного индивидуума. Подозрительность и недоверчивость не остановили преступника, который на протяжении долгого времени был «под колпаком у Мюллера». Победила – «высокая самооценка», которая и освободила общество на 9 лет от преступника.

Татьяна ШАТЫРКИНА


bottom of page