top of page

«Нам есть что вспомнить»


Согласно Указу президента РФ Владимира Путина у нас появился новый государственный праздник – отныне 17 февраля отмечается День российских студенческих отрядов. Движение студенческих отрядов в нашей стране возникло много лет назад, когда студенты во время летних каникул отправлялись на целину, в колхозы и совхозы, на стройки и в пионерские лагеря. Сейчас возобновляется работа студенческих отрядов. Всё больше студентов во время каникул трудятся на благо родины. А мы тем временем хотим напомнить, с чего всё начиналось здесь, на Смоленщине. И поможет нам в этом командир самого первого областного студенческого отряда Станислав Микалюк.

– Станислав Семенович, итак, как же всё начиналось? – У меня нет ни фотографий тех времен, ни статистики по проделанной работе, но воспоминания, конечно же, остались. Всё началось в 1963 году. Тогда в Смоленске не было и речи о студенческих отрядах. У меня и моих друзей позади был первый курс обучения в энергоинституте, многие из нас уже отслужили в армии. Перед нами стал вопрос: как же провести летние каникулы с пользой? С одним из товарищей мы обратились с просьбой о подработке в смоленское отделение треста «Запсельэлектросетьстрой». Нас с радостью приняли и отправили заниматься электрификацией деревень. В то время во многих поселениях еще не было электричества. Я и еще шесть парней поехали в одну из деревень Велижского района, мы должны были привязывать деревянные опоры для столбов к железобетонным приставкам и проводить линии электропередач. Работалось не всегда гладко. Дороги были очень плохие, а если проходил дождь, то к селу было еще сложнее подъехать. И иногда, когда у нас заканчивались детали, приходилось долго дожидаться того, чтобы их привезли, вплоть до недели. В такие моменты мы отдыхали и купались в реке Западная Двина, ходили на танцы в местный клуб. Нас подкармливали в колхозе, выдавали мясо, молоко и овощи, а всё остальное покупали сами. Когда в Смоленске решили организовать студенческие отряды, то предложили группу, с которой я ездил, объявить первым студенческим отрядом. В дальнейшем к летним работам подключились студенты из педагогического и медицинского институтов. В Москве и Санкт-Петербурге работа студенческих отрядов в то время была очень развита, особенно строительных. А у нас всё только начиналось. К 1966 году наша деятельность стала более организованной. У нас появился штаб в здании Дома Советов, отряд стал носить название «Энергия», а меня назначили командиром первого областного студенческого отряда. В мою задачу входило обеспечить работающие в области отряды необходимыми материалами. Должен сказать, что благодаря стройотряду я подружился со многими людьми, которые впоследствии занимали высокие должности. Смоленск – маленький город, поэтому с товарищами из студенческих отрядов я часто виделся. С одними людьми были очень хорошие дружеские отношения, с другими общались по работе. Многие люди, с которыми я познакомился тогда, мне очень дороги, и действительно сыграли большую роль в моей жизни. Я не прекращал общения с теми, с кем подружился в студенческом отряде, пока нас не разлучала судьба. Кто‑то уехал из Смоленска, многие сейчас уже умерли. – С какими проблемами чаще всего сталкивались студенческие отряды? – Не всегда были приемлемые бытовые условия. Иногда невозможно было найти помещения, в которых можно было бы поселить студентов, селили в домах у местных жителей, а это вызывало ряд неудобств. Не всегда было хорошо организовано питание. Но изначально быт у студенческих отрядов стоял не на первом месте. Поэтому главный недостаток всё-таки – недостаточное снабжение необходимыми материалами. В те времена не было мобильных телефонов, и связь часто была плохой. Технические вопросы не могли решаться оперативно. И конечно, много денег мы не заработали. В первый раз, когда я ездил, потратил почти весь заработок на еду. Заработать можно было при наличии хорошего оборудования. Нас же техника иногда подводила. – Что было самым сложным в работе командира областного студенческого отряда? – Правильно построить взаимоотношения, а для этого потребовалось время. К каждому отряду надо было найти свой подход. Нужно было уметь организовывать людей, доходчиво им всё объяснять и в меру строго потребовать. – Станислав Семенович, что из жизни студенческих отрядов навсегда осталось в Вашей памяти? – Это была наша молодость и поэтому со студенческими отрядами у меня связано много прекрасных воспоминаний. Запомнилось то, как мы трудились жаркими летними днями, сопровождая работу шутками. Вспоминаю товарищей. Ничто так не сближает людей, как труд и совместное проживание. Иногда в людях открывались такие качества, о наличии которых у этого человека я не мог даже подумать – причем, как положительные, так и отрицательные. Расскажу об одном случае. В тот год не было убоя скота и нам не досталось мяса. Бригадир колхоза отдал нам только одного барана и сказал, что мы сами должны его зарезать. Участники нашего отряда разбежались, кто куда, никто даже не стал пытаться это сделать. И лишь один желающий нашелся. Я бы никогда не подумал, что он может проявить такое хладнокровие. В сделанном не было ничего плохого, но я обратил внимание на этот поступок. Да, есть что вспомнить. Самое печальное воспоминание – гибель студента медицинского института. Он нарушил технику безопасности. Когда мы демонтировали старые деревянные столбы, нужно было проверять, не сгнила ли часть столба, находящаяся в земле. Студент полез на столб, не сделав этого, и его убило током. – Станислав Семенович, сейчас возрождаются студенческие отряды. Как Вы думаете, чем современные отряды отличаются от тех, которые были 50 лет назад? – Современные отряды и не могут быть точно такими же. Я думаю, что в нашем поколении было больше романтизма. Нынешней молодежи больше присуща такая черта, как прагматичность. Мы в свое время после трудового дня собирались у костра и пели песни, наполненные глубоким смыслом. Современные песни отличаются от тех, что так дороги мне, в них нет души. Но я не хочу кидать камень в чужой огород. В каждом времени свои нравы. Каждое новое поколение отличается от предыдущего, и это нормально. Молодое поколение не лучше и не хуже старшего, оно просто другое. Думаю, что современные студенческие отряды будут лучше обеспечены в бытовом плане и в плане технических возможностей. Многое из того, что раньше приходилось делать руками, теперь выполнит техника. Это очень хорошо. Ведь ни для кого не секрет, что если обеспечить студентов всем необходимым, они качественно выполнят свою работу. – Что бы Вы пожелали в День российских студенческих отрядов всем, кто когда‑то был в студенческом отряде, кто сейчас состоит в отряде или собирается влиться в его ряды? – Людям моего поколения я, конечно, желаю здоровья. А студентам желаю не пропустить ни одного сезона работы студенческих отрядов, не упустить ни одной возможной поездки. Для нас эта работа очень много значила, и все рвались в ней принять участие, силой никого не заставляли. Надеюсь, что в современных студенческих отрядах будет так же. – Спасибо за беседу, Станислав Семенович! С праздником Вас!

Александрина САБУРОВА


bottom of page