top of page

Олег Аксенов: «Будем работать для людей»


Олег Александрович Аксенов – человек на Смоленщине известный. Хорошо знают его и наши читатели – мы неоднократно писали о работе возглавляемой им группы компаний «Олакс», в которую входят авторемонтный завод, строительная фирма, сельскохозяйственное производство, управляющая компания поселка АРЗ, мастерская художественного литья и другие составляющие. Все, кто с ним общается, не раз убеждались, что Аксенов – человек исключительно честный и прямой, крайне нетерпимый к несправедливости, а еще «странный» бизнесмен, для которого прибыль не самоцель, не повод купить яхту или шубохранилище, а возможность сделать жизнь лучше и комфортнее не только для себя и своей семьи, но и для всех окружающих его людей. При этом он не был «слишком» на виду, не мелькал на публичных мероприятиях, не старался приблизиться к властям, а просто спокойно и уверенно делал свое дело. В «высокую политику» Олег Александрович вроде бы никогда не стремился, однако 13 сентября нынешнего года он с серьезным перевесом победил на выборах в органы местного самоуправления и стал депутатом Смоленской районной Думы от Гнездовского, Катынского и Сметанинского поселений. И вот сегодня Олег Аксенов – гость «СН» и, как всегда откровенно, отвечает на наши вопросы. – Олег Александрович, мы поздравляем Вас с уверенной победой на выборах! Однако немного недоумеваем. Ведь и раньше было удивительно, как Вам хватает времени на все дела – не иначе, у Вас, как говорится, 25 часов в сутках. Почему Вы решились «взвалить» на себя еще и депутатство? Ведь, зная Вас, не сомневаемся, что побуждением было отнюдь не стремление войти во властные структуры для получения каких‑то преференций, возможности обзавестись нужными связями или лоббировать интересы своего бизнеса. – Спасибо за добрые слова! Те, кто со мной знаком, могли убедиться, что у меня действительно никогда не было корыстных политических амбиций. А вот желание работать для того, чтобы сделать что‑то больше и лучше, у меня было. Однако раньше я не стремился участвовать в каких‑либо выборах, думая, как, наверное, и многие, что «всё заранее предопределено». И решение участвовать в этих выборах я принял буквально в последний момент, наверное, еще и потому, что мои друзья и единомышленники сказали: «Олег, хватит отсиживаться, ведь мы можем сделать что‑то большее. Надо, чтобы в нашей Думе были профессионалы, которые смогут что‑то улучшить в Смоленском районе». Я вообще считаю, что главная российская беда – это то, что во власти слишком мало профессионалов, что и во власть, и в государственные управленческие структуры попадают по принципу лояльности. До тех пор, пока управлять страной не будут профессионалы, ничего хорошего у нас в стране не будет. И начинать нужно с властных структур низшего уровня. Ведь, как говорится, царь высоко, и я уверен, что ни один московский чиновник, ни один депутат Госдумы не сможет со стопроцентно эффективным результатом решить, как жить смоленскому селу, как навести порядок в отдельно взятом поселении. Тем более что, к сожалению, большинство попадает в высокие кресла опять же по принципу личной преданности или родства. Ну а если совсем честно, мне не важно было даже попасть в Думу само по себе – ведь я и так стараюсь делать всё, что от меня зависит для улучшения жизни работников наших предприятий и всех жителей поселка. Мне больше было важно и интересно, а какой процент я наберу, что называется, у себя дома, насколько верят мне люди там, где я живу и работаю, как относятся ко мне и моей команде. Ведь мы, по сути, контролируем наиболее важные и проблемные участки жизни в поселке – обеспечиваем рабочие места, действуем как управляющая компания, стараемся обустроить комфортный быт людей. И надо сказать, что результаты меня не разочаровали. Так, в нашем поселке пришло на выборы около 50 процентов избирателей, и я набрал 83,42 процента. Конечно, это приятно. Это внушает уверенность в том, что по жизни я действую правильно, что я на верном пути. Люди это видят, и теперь я чувствую еще большую ответственность перед ними, ведь доверие нужно оправдывать. В целом с учетом всех участков я набрал более 55 процентов голосов и стал депутатом. Высокие проценты и у других членов нашей команды – Сергея Алхимова и Алексея Прохоренкова. – За последние годы на Смоленщине проходило немало выборов разного уровня, и чего только в них не было – и «черный пиар», и навязчивая агитация, и подкуп избирателей. Насколько спокойной и «чистой» была предвыборная кампания в Смоленском районе? Активно ли Вы агитировали жителей? – Я всегда считал, что о человеке больше говорят его дела. Это особенно значимо в выборах местного уровня. Ведь здесь я родился и вырос, здесь помнят меня мальчишкой, здесь видели, как я начинал работать и чего добился – я весь на виду. Поэтому никакой специальной предвыборной агитации я не планировал и не проводил. Члены нашей команды не давали невыполнимых обещаний, не сулили золотые горы, а просто говорили: мы занимаемся сельским хозяйством – вот наши результаты; мы работаем в сфере ЖКХ – посмотрите, чего нам удалось добиться, как у нас всё организовано. И я уверен, что реальные результаты нашей работы – это самая лучшая агитация. В моей листовке был призыв к людям прийти на выборы, проявить гражданскую ответственность и неравнодушие к судьбе нашей общей земли. Я не умею и не люблю себя расхваливать – пусть люди судят по делам. И то, что по результатам выборов я вижу высокое доверие ко мне, еще раз утверждает меня в этой мысли. Хотя не могу не сказать, что действительно были случаи давления на членов моей команды, да и про меня распускали совершенно нелепые слухи вплоть до явной клеветы. И меня радует, что люди им не поверили, что мои дела, моя открытость и честность по отношению к жителям перевесили все измышления. Но вообще должен заметить, что в наших предвыборных кампаниях, к сожалению, нет главного – равных возможностей, равных условий для кандидатов. Я предлагал всем кандидатам, независимо от партийной принадлежности: «Давайте соберемся все вместе, встретимся с жителями, каждый расскажет о себе и о том, с чем он идет в Думу. Всё должно быть открыто и честно». Но поддержки я не нашел. Более того, были случаи, когда кандидаты от «Единой России» побуждали глав поселений собирать жителей на встречу с ними чуть ли не втайне, чтобы остальные кандидаты не дай Бог не узнали о времени этой встречи. Согласитесь, это трудно назвать честными и цивилизованными методами. Ну и конечно, просто ужасна организация самого процесса выборов. Знаете, мы вроде бы живем в XXI-м веке, а это у нас на уровне, ну, века XIX‑го как минимум. Я в день выборов проехал по многим деревням, по населенным пунктам, где шло голосование и велся подсчет голосов. И когда я увидел, как это всё делается, я был, признаюсь, неприятно поражен. Судите сами. Председатели и члены избирательных комиссий, наблюдатели – люди, которые провели на участках по 12–14 часов, – должны крайне внимательно подсчитать голоса. Одно дело, когда это касается выборов губернатора, где нужно было отметить одну фамилию, – разложили бюллетени по пачкам, подсчитали, и готово. И совсем другое, когда, как в выборах в районную Думу, избиратели должны были отметить в списке из 9 кандидатов трех. И вот председатель комиссии берет эти бюллетени с тремя проставленными галочками и называет вслух фамилии отмеченных кандидатов, а остальные члены их подсчитывают. Мне пришлось быть свидетелем таких подсчетов, и я видел, как часто зачитывающие ошибались. Верю, что ошибались не потому, что хотели ошибиться, а потому, что просто устали. Уверен, что такая же картина неумышленных ошибок наблюдалась практически на всех избирательных участках по области. Я не хочу подозревать в ангажированности кого‑либо из председателей комиссий, но ведь это действительно дает возможность для различного рода махинаций. Никто не помешает нечистоплотному человеку назвать «нужную» фамилию – ведь повторной проверки бюллетеней не проводится. А в результате эта система позволяет проводить любые выборы «как надо», подрывает доверие населения к активно декларируемой у нас демократии. Какая же это демократия, какие же это честные выборы, если сама их организация позволяет легко и безнаказанно фальсифицировать результаты? А ведь в наш век высоких технологий всё можно было бы организовать на более серьезном уровне. Это урны электронного голосования. Конечно, существующая допотопная система подсчета не может не вызывать подозрения и у самих кандидатов, и у населения. Так, у нас есть сомнения по результатам голосования на одном из участков, где кандидат из нашей команды, Алексей Прохоренков, набрал странно низкое, а его соперник, чья фамилия располагалась в бюллетене рядом, необычно высокое по сравнению с остальными участками количество голосов. И дело даже не в том, что для победы Прохоренкову не хватило всего 8 голосов – если подсчет был правильным, мы просто примем во внимание эти результаты. Главное – быть уверенными, что не произошло ошибки или, о чем не хотелось бы думать, подтасовки. Мы предложили пересчитать голоса по этому участку, нам отказали. Безусловно, мы будем доводить это дело до конца через суд. Хотя казалось бы, чего проще – если есть какие‑то сомнения, разрешите их, и все будут спокойны. Так что моя личная практика участия в выборах еще раз подтвердила – и эту систему, как и многое другое в нашей стране, нужно кардинально менять. – Мы плавно подошли к вопросу о том, какие задачи Вы ставите перед собой в качестве депутата районной Думы? На что, по Вашему мнению, нужно в первую очередь обратить внимание? – Если говорить в целом, у нас в стране создалась совершенно недопустимая ситуация, когда исполнительная власть подмяла под себя законодательную на всех уровнях, когда законодателям диктуют, в каком ключе им следует работать, какие законы принимать. Нам говорят, что это хорошо, что, мол, мы одна команда и работаем сообща. Нет, говорю я, это плохо, это создает широчайшее поле для коррупции, для воровства. Я твердо знаю, что порядок в стране мы наведем только тогда, когда на всех уровнях власти будут профессионалы. Профессионалы в исполнительной власти будут принимать грамотные, экономически эффективные решения, а законодательная власть будет, скажем прямо, держать их «под колпаком», будет жестко контролировать, как расходуются деньги, как исполняется бюджет, и, конечно, направлять, советовать, как лучше сделать. И назначать людей на управленческие должности нужно исключительно по принципу профессионализма, а не ангажированности. И это будет одной из главных моих задач – постараться, чтобы в нашем районе на всех мало-мальски ответственных должностях работали именно профессионалы. Чтобы у жителей не было проблем с решением каких‑либо вопросов, чтобы решения принимались действительно эффективные, направленные на улучшение и экономической ситуации в районе, и условий жизни каждого конкретного человека. Конечно, я прекрасно понимаю, что сразу это сделать нереально, ведь у нас слишком часто еще действует принцип личной преданности. Но пока мы не придем к пониманию крайней важности принципа профессионализма и не будем ему следовать, успехов нам не видать! Это, так сказать, генеральная линия нашей команды. Сейчас во время кризиса необходимо эффективно использовать те средства, которые имеются. Как пример – сегодня все властные полномочия переданы исполнительной власти. Так зачем тогда нам освобожденный председатель районной Думы с зарплатой в 100 тысяч рублей, если в его обязанностях – только проводить заседания Думы? Давайте эти сэкономленные деньги отдадим школам на ремонт! Ну а что касается более «приземленных», скажем так, задач… Слишком много у наших людей еще бытовых, социальных проблем, которые должна решать власть. Понятно, что одномоментно всего не сделать, но стремиться к этому нужно. А начать мы можем хотя бы с таких вроде бы простых, но, я считаю, очень важных вещей, как более тесное общение жителей разных поселений, например, в рамках праздников типа «Играй, гармонь» «Мама, папа, я – спортивная семья». Ведь нашим людям, особенно пожилого возраста, зачастую не хватает простого общения. В частности, я лично готов помогать в организации таких мероприятий финансово, способствовать развитию физкультуры и спорта, в первую очередь для юных жителей района. Но ведь основная задача по организации подобных мероприятий всё-таки лежит на исполнительной власти, на органах культуры. Ну ничего же у нас в этом плане не делается! Нужно объединять людей, нужно смотреть, что мы все вместе можем сделать для того, чтобы жить лучше. Пока, и я говорю об этом открыто, у нас в районе царит какое‑то мертвое болото и безразличие, власти как будто ничего не нужно. Вот чтобы победить это равнодушие, чтобы расшевелить это болото, мы и будем работать! – И, зная Вашу целеустремленность и энергию, уверена: пусть не сразу, но у Вас это получится! Успехов Вам и мужества, Олег Александрович!

Беседовала Ольга Колышкина


bottom of page