top of page

Алексей Островский: «Спасибо за поддержку, смоляне!»


23 сентября гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (совместный проект газеты «Смоленские новости» и телекомпании «Феникс») стал вновь избранный губернатор Смоленской области Алексей Владимирович Островский. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы. – Здравствуйте, Алексей Владимирович! – Здравствуйте, уважаемый Сергей Витальевич, здравствуйте, уважаемые, дорогие смоляне! – Я Вас приветствую в программе «Диалоги». Я уже имел возможность Вас поздравить с победой на досрочных выборах губернатора. С удовольствием делаю это еще раз, публично. Это убедительная уверенная победа, я желаю Вам всяческих успехов. – Спасибо еще раз, Сергей Витальевич. Если позволите, я хотел бы в начале программы от всего сердца, от всей души поблагодарить вас, глубокоуважаемые и дорогие, любимые мною смоляне, за ту поддержку, которую вы оказали мне как кандидату на пост высшего должностного лица Смоленской области. Я благодарен вам, я понимаю, что вы возложили на меня еще большую ответственность за будущее региона, за ваше будущее. Обещаю, что так же честно, с такой же максимальной самоотдачей буду трудиться весь тот период, который мне положен по Конституции и который отведен Богом. Большое вам спасибо. – Если Вы помните, кстати говоря, именно в этой программе мы впервые заговорили о досрочных выборах губернатора. Это было в октябре 2013 года. Я помню, как возбудились тогда и политологи, и журналисты, и на федеральном уровне, и на региональном. А Вы тогда сказали, что это вопрос двустороннего движения, что одного Вашего желания мало, что должно быть желание Администрации Президента, главы государства. И когда‑нибудь, сказали Вы, возможно, эти позиции совпадут. Прошло всего полтора года (если быть точным, год и семь месяцев), и вот эти позиции совпали. Как Вы думаете, всё-таки, какой был главный мотив у Администрации Президента, у Владимира Путина, чтобы принять это решение лично в отношении Вас? – Сергей Витальевич, мне сложно давать оценку действиям главы государства или его подчиненных, ответственных за внутреннюю политику. Но, как мне кажется, и в том числе я знаю некие мысли тех, кто принимал это решение и участвовал вместе с Президентом в определении его позиции, – дело в тех результатах, которых нам удалось достигнуть за три года работы. Первое – в Москве, в Кремле, впервые увидели консолидацию всех здравых сил в Смоленской области. Ранее этого не было. Я думаю, что в Администрации Президента увидели и доложили главе государства о том, что уровень моей поддержки со стороны жителей области беспрецедентно высокий, несмотря на то, что наш регион еще, к сожалению, достаточно беден, люди живут еще, к сожалению, бедно. Я думаю, что в Кремле увидели и объективные экономические успехи, и значительную социальную поддержку граждан, и отсутствие тенденций к ее снижению, а также поддержку со стороны большинства политических и общественных сил. Я получил высокую оценку как глава субъекта за проведенную избирательную кампанию. Как мне сказали руководители Администрации Президента, те, кто отвечает за внутреннюю политику в стране, – это одна из лучших избирательных кампаний по выборам главы субъекта из двадцати одной, которые прошли по стране. Ее можно охарактеризовать как максимально честную, прозрачную, практически с отсутствием жалоб. И это те объективные цифры и факты, которые вызывают доверие в первую очередь у жителей региона и у руководства страны. Скажу честно, искренне, ответственно – на выборах губернатора Смоленской области не было ни малейших фальсификаций, никто не добавлял никому голоса, и никто их не забирал. У нас прошла действительно самая честная или одна из самых честных кампаний с точки зрения конечных результатов. – Я считаю, что 65,18 – это достаточно высокий процент для человека, проработавшего всего три года. Потому что, если мы посмотрим на Ваших коллег, которые тоже участвовали в выборах и получили более высокий процент, так они и работают значительно дольше, тот же Аман Тулеев губернатором уже больше 20 лет… Поэтому надо учитывать, что здесь еще очень малый срок. Я, если честно признаться, думал, что будет 55–57 процентов. Что касается 65 процентов – это, я считаю, достойный результат. Но есть печальный факт – и Вы его знаете – это низкая явка, которая не прогнозировалась. В этой программе принимали участие различные люди в период предвыборной кампании, и они говорили, что будет около 40 процентов. Мы с Вами встречались в «Диалогах» год назад, когда прошли выборы в муниципальные образования, тогда была явка менее 27 процентов. И Вы сказали, что огорчены, и главную причину видите в том, что люди до сих пор не преодолели неверие в то, что они могут что‑то изменить. До этого были выборы в областную Думу – там 29 процентов. То есть тенденцию не удается переломить в плане явки, в плане активности людей. Как Вы это могли бы прокомментировать? – Первое, с чего я начну, отвечая на Ваш вопрос, это то, что я более чем благодарен смолянам за тот уровень поддержки, который они мне оказали. Действительно, 65% поддержки для губернатора, который, как Вы говорите, еще работает только три года, а я как раз говорю об обратном, уже работает три с половиной года, и уже период больших надежд и ожиданий прошел, поэтому 65% – это очень серьезный уровень поддержки. Люди, как я понимаю, видят и верят в мое искреннее желание поменять жизнь на Смоленщине к лучшему. Люди видят, что нет воровства, нет коррупции, нет приближенных к власти родственников. Всё это ушло в прошлое с уходом бывших администраций. Что касается явки и количества тех, кто пришел на выборы, я сожалею по поводу низкой явки, как сожалел и на выборах иного уровня, но считаю, что каждый раз явка имеет те или иные причины, и они не всегда идентичны. Если говорить о выборах в муниципальные органы власти, в региональный парламент, в Государственную Думу, то, действительно, зачастую избиратель считает, что он не в состоянии изменить результаты, что они кем‑то уже посчитаны. На этих выборах губернатора Смоленской области, как мне кажется, была иная причина низкой явки. Многие жители региона понимали, ориентируясь на оценки своих друзей, родственников, соседей, что подавляющее большинство смолян поддерживает мою кандидатуру, и мне многие об этом говорили, что результат фактически предопределен. Может быть, это нескромно, но я говорю то, что мне говорили смоляне, и то, что действительно показал мой результат. – Это очевидно… – Поэтому на эти выборы в большей степени шли те, кто точно хотел проголосовать против меня. Именно по этой причине мои оппоненты из КПРФ, из «Гражданской платформы», из «Справедливой России» получили максимально возможный для себя результат. Кто хотел голосовать за них, тот пришел. Тем же, кто поддержал меня, я вдвойне благодарен, потому что они не только уважают и поддерживают меня, но еще и посчитали необходимым прийти и проявить свою гражданскую позицию. В то же время многие из тех, кто поддерживали и поддерживают меня как руководителя региона, не посчитали возможным прийти, понимая предопределенность результата. Я им также благодарен за то, что они меня поддерживают, но всё-таки, как гражданин, сожалею, что люди не приходят изъявлять свою гражданскую позицию. – Алексей Владимирович, второе место, конечно, с огромным отрывом, который составил 53%, занял Сергей Александрович Лебедев. Вы намерены его пригласить в администрацию области? – Конечно, нет. Я, во-первых, не считаю, что есть какое‑то второе или третье место. Разрыв между победителем и проигравшими настолько велик, что все они вместе, получив голосов избирателей гораздо меньше, чем я – в два с лишним раза, – скорее, заняли почетное пятое место. Когда я только приступал к работе в должности губернатора, я единожды приглашал к себе господина Лебедева с предложением о взаимном сотрудничестве в интересах региона. Говорил о том, что нужно созидать, уходить от грязи, лжи, провокаций. К сожалению, господин Лебедев выбрал для себя иной путь, связавшись с маргиналами смоленской политики и тем самым фактически тоже став политическим маргиналом, как это ни печально говорить о человеке в достаточно почтенном возрасте. Я, когда шел на выборы, говорил о том, что буду вести честную кампанию, и вел ее действительно честно. Я говорил о том, что в случае, если мои оппоненты, проведя честную кампанию без лжи, грязи и провокаций, проиграют, но получат определенную поддержку избирателей, а я по результатам выборов стану победителем, то я всех их приглашу объединить усилия для того, чтобы поднимать и развивать Смоленщину. Ровно так я и сделал. Буквально на следующий день после выборов я обратился публично ко всем тем кандидатам, которые вели свою кампанию честно, и призвал уйти с площадей и митингов с тем, чтобы сомкнуть свои ряды и, объединившись, заниматься развитием региона. Единственный, кто не приглашен мною в администрацию по причине проведения самой грязной кампании, построенной исключительно на оскорблениях и лжи без какого‑либо рационального зерна с точки зрения предложения по развитию региона, – это господин Лебедев и выдвинувшее его местное партийное региональное отделение. Поэтому они остаются на площадях далее понижать свой рейтинг отсутствием внятной идеологии, внятной пропаганды, внятной программы конкретных дел. Что сделала эта партия за три с половиной года работы нашей администрации? Ничего! Только ушаты грязи на чиновников любого уровня. Только ложь – ни одного конкретного дела для смолян, для развития региона. И процент, который получила эта партия, ничтожен в сравнении с тем процентом, который получили их коллеги по стране. Если по всем регионам России за минувший электоральный цикл у этой партии где‑то больше, где‑то меньше, но подросли результаты, то в Смоленской области по итогам самой масштабной муниципальной избирательной кампании по выборам местного уровня, из двух с лишним тысяч мандатов, которые разыгрывались, партия «Справедливая Россия» с трудом получила семь. Такого ничтожного результата нет нигде. Это оценка избирателей того, как они себя ведут, что они говорят и что делают. Думаю, и дальше эти цифры будут стремиться к нулю. Люди за двадцать с лишним лет демократии, пусть и несколько скомпрометированной в 90‑е годы, устали от обещаний, популизма и демагогии. Они хотят видеть конкретные результаты. Я и моя администрация шли на выборы с результатами, конкретными делами, поэтому и получили такую серьезную поддержку. – Николай Михайлович Кузнецов возвращается в администрацию? – Я не знаю, возвращается ли Николай Михайлович, я сделал предложение партии. Николай Михайлович, при всем моем уважении к нему, не является самостоятельной фигурой. Он был выдвинут региональным отделением КПРФ, партией, которая посчитала необходимым войти в коалиционную администрацию, потом – в коалиционную Думу, чтобы, наконец, уйти с площадей и заняться конкретными делами. Поэтому я жду представителя или даже представителей КПРФ в состав новой формируемой мною администрации, буду рад, если партия предложит вновь, в числе прочих, кандидатуру Николая Михайловича, но это исключительная прерогатива регионального отделения партии и ее руководства. Кстати, о том, что в Смоленской области прошла одна из самых чистых и прозрачных кампаний, говорят не только люди, не только руководство страны, не только руководители Администрации Президента. Буквально на днях мне позвонил Геннадий Андреевич Зюганов и очень тепло, по-доброму поздравил с победой, поблагодарив за честную кампанию. Геннадий Зюганов сказал, что, в отличие от многих регионов, кампания по выборам как местного уровня, так и по выборам губернатора на Смоленщине, у возглавляемой им партии и у него лично не вызывает ни одного вопроса. А это многое значит. Ведь лидеры парламентских партий не признали и не признают результаты многих выборов по стране. Поэтому оценка КПРФ и ее руководителя – это, в том числе, подтверждение, что мы в администрации региона совместно с областной избирательной комиссией сделали всё максимально возможное для смолян и тех кандидатов, которые шли на выборы. – Остается надеяться, что коммунисты примут продуманное решение и всё-таки на первое место поставят профессионализм этого человека. А вообще обновление администрации – оно планируется? На уровне заместителей, на уровне начальников департаментов? – С точки зрения состава администрации планируются серьезные кардинальные изменения. Они вызваны совершенно разными причинами: где‑то моим недовольством работой того или иного чиновника, где‑то личными интересами того или иного человека, но изменения будут более чем серьезными. Насколько мне известно, такие же изменения коснутся и администраций ряда муниципальных образований. Но я бы не стал забегать вперед. С точки зрения формирования новой администрации мне сначала нужно вступить в занимаемую должность. Эта процедура состоится в ближайший понедельник, 28 сентября. Скажу сразу, исходя из моей личной позиции и моих поручений, кроме официальной 40-минутной церемонии вступления в должность главы региона, никаких банкетов, никаких фуршетов не будет – ни с алкоголем, ни без. Я запретил даже думать об этом. Нужно работать, нельзя тратить деньги. – Михаил Юрьевич Питкевич покидает Смоленск? – Михаил Юрьевич принимал решение о том, что он будет работать со мной в рамках одного периода полномочий в тот момент, когда я ему сделал предложение войти в состав формируемой мной администрации и взять на себя значительную нагрузку. Поэтому Михаил Юрьевич достойно, честно и профессионально отработал на смоленской земле. Исходя из того, что он изначально, как я уже сказал, приходил на один период полномочий, и этот период полномочий составил 3,5 года, Михаил Юрьевич возвращается в Москву и будет заниматься чем‑то иным. К тому же у него изменились и семейные обстоятельства – родился третий сын. Его семья, в отличие от моей, всегда жила в Москве. Поэтому за последние полгода можно назвать единичные дни, когда он видел своего недавно появившегося на свет сына. Это потеря для администрации региона, потеря для меня, но я с уважением отношусь к выбору своего друга, а мы, в первую очередь, близкие друзья. – Он выполнял многие функции, курировал многие вопросы. Здесь, вероятно, его заменят несколько человек. Или Вы пока еще об этом не думали? – Нет, у меня уже есть полностью видение будущей администрации. Я считаю некорректным до вступления в должность, до подписания документов говорить об этом публично. Вы мне задали прямой вопрос про Питкевича, было бы некорректно по отношению к Вам и по отношению к смолянам уходить от этого вопроса, понимая, что буквально на следующей неделе Питкевич прекратит свою работу. Я ему благодарен, он очень многое сделал для Смоленской области за тот период, что мы проработали вместе, в том числе по мероприятиям, приуроченным к подготовке и празднованию юбилея нашего города. Но это жизнь. Что касается перераспределения полномочий, то многие полномочия я закреплю персонально за собой, что‑то уйдет другим заместителям. Но каких‑то таких негативных последствий от этого, я думаю, ждать не стоит. – Известно, что Вы встречались вместе с другими избранными губернаторами в Сочи с Владимиром Путиным. Как всегда бывает – есть открытая, есть закрытая часть. В открытой части он говорил, как он сам признавался, элементарные такие вещи – надо работать честно, добросовестно и так далее. Но была и закрытая часть. Я понимаю, что она и называется закрытой потому, что она закрыта, и всё же, может быть, Вы скажете несколько слов о том, что было за рамками? – За рамками открытой части пять или шесть глав регионов, в том числе Ваш покорный слуга, дали свою оценку прошедшим выборам, рассказали о проблемах, наиболее волнующих жителей их регионов. Я также доложил Президенту о тех вопросах, которые, по мнению смолян, нужно решать в приоритетном порядке. Главы субъектов рассказали о своём видении, в том числе, и я, какие механизмы и рычаги нужно включать, чтобы выполнять все те наказы, которые давали люди в процессе избирательной кампании. Президент, в свою очередь, эти доклады комментировал, давал поручения, высказывал свои оценки. Если бы Владимир Владимирович Путин в закрытой части сказал что‑нибудь эпохальное, я бы точно об этом не сказал сейчас, потому что, как Вы правильно заметили, на то она и закрытая часть. Всё, что там говорится, предназначено для тех, кто допущен к участию в закрытой части. – В одном из первых своих интервью образца 2012 года Вы сказали, что Вы осознаете свою ответственность: первое – перед руководством страны, второе – перед смолянами, третье – перед областной Думой, которая Вас на тот момент избрала. В этой конструкции что‑то изменится с получением статуса всенародно избранного губернатора? – В первую очередь, я ответственен перед самим собой и перед своими родными. Мне очень хочется, чтобы, когда три моих дочери вырастут, а старшей уже 15 лет – можно сказать, что практически выросла, на Смоленщине об их отце им в глаза говорили бы только хорошее или не было бы сказано ничего такого, за что им было бы стыдно. Поэтому – перед самим собой, перед семьей, перед Господом Богом – нужно всегда помнить свою ответственность перед ним, потому что когда‑то придет время отвечать за то, что ты сделал на этой земле. Перед смолянами и перед Президентом. А Смоленская областная Дума и ее депутаты – это такие же смоляне, как и все остальные. Поэтому я их от смолян не отделяю, тем более что депутаты являются их представителями. – Надо сказать, что в ельцинские времена всенародно избранный губернатор отвечал только перед избирателями. Сейчас, конечно, другие времена и по-прежнему Президент – Ваш начальник, так же как и начальник других губернаторов. То есть Вы не станете более независимым в оценках, более свободным в суждениях? – Вы знаете, Сергей Витальевич, я отношусь к тем руководителям регионов, которые не стесняются – и я много раз об этом говорил – и на встречах с Президентом, и на встречах с руководством Правительства, и с министрами говорить то, что я думаю. Я, конечно, выбираю выражения, понимая, что разговариваю с руководителями, но говорю достаточно простым языком о том, что происходит в стране, о том, что нужно менять, и что будет, если не поменять подходы в том или ином вопросе. Так что в этом смысле ничего не поменяется. Но при этом я – вертикаль Президента. И я должен руководствоваться теми решениями, которые принимает глава государства. А если я с ними коренным образом не согласен, то меня никто на этом посту не держит: каждый губернатор вправе написать заявление и уйти. Но у меня очень много планов, я очень благодарен смолянам за то, что они доверили мне руководить регионом еще ближайшие пять лет. Сделано уже немало. Но гораздо больше предстоит сделать. В моей работе, в моих оценках не поменяется ничего. Я как был честен перед вами, дорогие и глубокоуважаемые смоляне, как всегда считал необходимым говорить правду, даже если она не очень приятна на слух, ровно так буду делать и дальше. Буду всегда говорить, что я в состоянии сделать вместе с моей администрацией, а что я сделать не смогу, если не будут изменены подходы на федеральном уровне. – Состоялись одновременно с губернаторскими и выборы в городские и районные Советы, в том числе и выборы в Смоленский горсовет. Итоги их известны – победа «Единой России», хотя отрадно, что два места получено и ЛДПР – это впервые в истории городского Совета. Но я хотел спросить о руководстве города. Я задам такой прямой вопрос, а Вы захотите – ответите, захотите – нет. Вы лично были бы заинтересованы, чтобы главой администрации и, соответственно, по новому законодательству главой города остался бы Николай Алашеев? – Я прямо отвечу на этот вопрос, так же, как отвечаю и на все остальные вопросы. Сергей Витальевич, по-моему, в истории наших отношений не было ни одного вопроса, от которого я бы ушел, уклонился или ответил бы витиевато. Что касается выборов главы муниципального образования, выбора главы администрации, мы не знаем – ни Вы, ни я, – кто из жителей Смоленской области, а, возможно, и жителей других регионов, захочет поучаствовать в процедуре выдвижения. Поэтому сейчас рано говорить о том, на ком я, как глава субъекта, остановлю свой выбор, а у меня есть определенный процент влияния на эти моменты как политически, так и с точки зрения регламентных процедур. Но если я увижу, что на фоне других заявившихся кандидатов Алашеев – наиболее сильная фигура, я поддержу его кандидатуру. Он может быть не очень крепкий хозяйственник, как считают некоторые, но такого уровня взаимодействия между областной и городской администрацией, такой вертикали, которую выстраивает наш Президент, как при Николае Николаевиче, надо отдать должное ему и его администрации, никогда не было и не факт, что будет. Посмотрим, кто захочет поучаствовать в этой процедуре. Но конечное слово будет не за мной, а за городским Советом, за большинством, которое, собственно, и будет избирать будущего главу муниципального образования. – Да, я думаю, депутаты должны учесть, что всё-таки немалую роль играет четырехлетний опыт Николая Николаевича. При всех оговорках Алашеев образца 2011 года и 2015 года – это уже разные люди. Но это мое личное мнение. – Вы абсолютно правы, в этом, в первую очередь, заслуга самого господина Алашеева, ну и немножко моя. – Предлагать кандидатуры для обсуждения будет конкурсная комиссия, 50% членов которой назначаете Вы. Вы уже знаете, кто войдет в эту конкурсную комиссию? – Даже не думал. Я не сомневаюсь ни в одном своем подчиненном, кому я мог бы доверить участие в работе этой комиссии, а в конечном итоге они всё равно будут выполнять мою волю. И когда я увижу весь список соискателей на должность главы муниципального образования, я, естественно, подскажу, кто, на мой взгляд, будет наиболее эффективен для города и для смолян. – Алексей Владимирович, комментируя итоги выборов, Владимир Жириновский, так же как и Зюганов, оценил их высоко и при этом сказал, что «у него (то есть у Вас) хорошее большое будущее». Ну, что Владимир Вольфович имел в виду, мне трудно сказать, а что для Вас означает это «хорошее большое будущее»? – Я, честно говоря, не слышал такую оценку и такой прогноз Владимира Вольфовича. У нас знает всё только Господь Бог, и только он один располагает, а мы все предполагаем. Но вообще так, шутки ради, надо сказать, что Жириновский‑то известный предсказатель. Практически все его политические прогнозы всегда сбывались. Но я к большим должностям и к большому будущему не стремлюсь. Я стремлюсь к тому, чтобы реально оставить на Смоленщине значимый и хороший след от своего руководства регионом. Поэтому для меня важно – еще раз, это не позерство, не красивые слова – для меня очень важно, что обо мне будут говорить люди, что будут говорить моим детям, когда я уйду с той или иной должности, в частности, с должности главы региона, а когда‑то это, безусловно, случится. Для меня ответственность одна – перед Богом. Я работаю честно, выкладываюсь максимально, насколько хватает сил, нервов, здоровья, но я не волшебник и многое я не смогу поменять. Как сложится всё в дальнейшем – неблагодарное дело об этом думать. Еще очень-очень много планов для работы на смоленской земле. И я работаю, я не уходил в отпуск, я всю предвыборную кампанию работал и сейчас каждый день так же работаю. Обороты не снизил и снижать не собираюсь. – И последний вопрос, Алексей Владимирович. Как поживает Анна Островская, Ваша третья дочь? – Спасибо огромное, Сергей Витальевич. Видел дочку незначительное количество дней за весь период с момента ее рождения. Буквально на днях будем крестить Анечку. Крёстной мамой станет жена Михаила Юрьевича Питкевича, как и я был крёстным отцом у его новорожденного сына. – А отцом крёстным? – Крестным отцом – мой очень близкий друг. Его имя и фамилия Вам ничего не скажут. – Спасибо, Алексей Владимирович. Надеюсь, что, возможно, по традиции, в самом конце года мы с Вами встретимся и тогда поговорим уже о результатах 2015 года. – С удовольствием, Сергей Витальевич. Огромное спасибо, смоляне, за поддержку!

P.S. Видеоверсию программы «Диалоги» с участием Алексея Островского смотрите на сайте газеты «Смоленские новости» (smol-news.ru) в рвазделе «Видео»


bottom of page