Дети войны помнят
10 августа в офисе спортивного Общества «Урожай» собрались преклонных лет седовласые люди. Собрались, чтобы сделать благородное и нужное дело: создать ассоциацию «Дети войны Смоленщины». Большинство собравшихся впервые услышали о том, что подобные общества есть уже почти в 20 регионах России. Инициаторы создания такой организации в нашем краю в своих выступлениях говорили о том, что дети поколения Великой Отечественной войны были, в сущности, самой пострадавшей категорией наших граждан. Да, на долю всех выпали тяжкие испытания, вызванные вторжением врага, но самыми беззащитными оказались дети, лишенные в отличие от взрослых возможности распоряжаться своими судьбами. При этом особенно тяжело пришлось детям и подросткам Смоленской и других областей и республик, оккупированных фашистами. Большинство участников учредительного собрания знают это не понаслышке. А еще собравшиеся говорили о том, что постепенно, по мере ухода ветеранов войны и тружеников тыла, дети войны становятся старейшими нашими соотечественниками, являясь одновременно связующим звеном между уходящим и молодым поколениями. Напомним: тем, кто не достиг к победному 45-му году совершеннолетия, сегодня давно уже за 70. Тем не менее, эти немолодые люди вносят реальный вклад в дело патриотического воспитания молодежи. Характерно, что участники собрания 10 августа не говорили о материальных льготах детям войны, хотя разговоры об этом идут в нашем обществе уже не первый год, а в упомянутых 20 регионах это уже предусмотрено. Нелишне в этой связи напомнить, что очень многие из этого поколения наряду со взрослыми самоотверженно работали на победу в сёлах и городах и даже воевали с врагом в партизанских отрядах и на фронте. Участники собрания единодушно поддержали инициативу создания организации «Дети войны Смоленщины», выразив уверенность, что земляки поддержат её. Многое при этом, конечно, будет зависеть от администрации области и лично губернатора. Ну а что касается редакции газеты «Смоленские новости», то мы с готовностью поддерживаем предложенный почин и призываем читателей поделиться своими воспоминаниями о военном детстве на страницах нашей газеты. Желательно участие в этом и представителей послевоенных поколений, для которых первыми информаторами о войне были их родители, бабушки и дедушки. И в заключение поднятой темы – подборка стихов смоленских литераторов, посвященных детям военного поколения.
Анатолий Павлов
Ровеснику
Нет, никуда нам не уйти, не деться, Каким бы долгим ни казался срок, От воя бомб, упавших в наше детство, Полынной гари пройденных дорог. И небо чем безоблачней над краем, Тем отгремевший гром слышней в ушах, И всё сильней с годами ощущаем Мы той полыни горечь на губах. *** Друзья мои, военных лет ребята! Не все отцов мы с фронта дождались. Но память их оберегая свято, Мы перед трудностями в жизни не сдались. Пусть в разные мы годы родились, Наш общий год рожденья – сорок пятый!
Алексей Мишин
Дети войны
Нас горе славно помотало, Да и теперь нам – не покой. Такое времечко настало: Посеет тот, а жнёт – другой.
Надежды малые на ниву. И потому всё сам творю: И консервирую крапиву, И щи «селянские» варю… Никто из нас теперь не молод, Но нам предчувствия даны, Нас хрен врасплох застанет голод - Мы дети прожитой войны.
Песня печали
Малолетним узникам гитлеровских концлагерей
В памяти детской такое хранится, Если то детство на дне у могил. Вам и теперь Ад концлагерей снится, Пепел его не остыл.
Саши, Ванюши, Олеси, Маруси, Как вас губили и голод, и газ? Дети Смоленска, Орла, Беларуси, Песня печали о вас.
Бьётесь в бреду и скрипите протезом, Муки не сходят с лица. Трудно подумать, калёным железом Метили ваши сердца…
С милою Родиной тяжка разлука, Рядом – и пули, и плеть. Только десятый в застенках тех муки Чудом сумел одолеть. Кружка баланды, кулак вместо пряника,- Не надзиратель, а зверь. Дети Освенцима, дети Майданека… Как вам живется теперь?…
Холокост
Детство – памятью заснято, Стынь землянок, топь болот… В оккупации проклятой Нас гоняли, словно скот. Помню, как молились Богу Мы, с оставшейся родней, Помню вязкую дорогу С пулемётной трескотней. А ещё, как дервенели И дрожали, словно лист, Как мальчишечку еврея На тот свет вгонял фашист. За конюшнями артели, С поворотом на погост, Где торчал занозой в теле Указатель «Вест» иль «Ост»… Там лежат мальчишки кости, Снимок памяти не прост… Я не знал о холокосте, Но я видел холокост.
Михаил Рабинович
Память
Я не был в этой деревеньке, Не гладил беленьких ребят И не курил со стариками Смоленский крепкий самосад.
Зимой, когда столбы над крышами, Не грел спины я у печи, Не пил я здесь С морозца горькую, Не ел на Пасху куличи.
Мне не пришлось с закатной зорькою Гонять в ночное лошадей И у костра, борясь с дремотою, Послушать местных Щукарей…
Я – городской, не деревенский – Не видели мои глаза, Как бил короткими каратель В детей, в старуху, в образа.
Я не был там, Десятилетья течёт забвения река, Но через время протянулась Из пепла детская рука!
Мой час всё ближе – Разводящий других ведёт На этот пост – Но память сердца сохранила В лесах затерянный погост… *** Заплаканное детство не уходит, Картины прошлого сильны. И память, как и прежде, всё тревожит Нас, седовласых отроков войны.