top of page

Если равнодушных нет

Жизнь полна нежданных встреч и сюрпризов, не всегда приятных. То, как поведёт себя человек в экстремальной ситуации, раскрывает его суть. Наша история о чём‑то подобном.

Поздним вечером 17 декабря 2014 года Нина возвращалась с работы домой. Вот последняя остановка «Полиграфкомбинат», а далее можно по освещённой дороге к Новосёлкам, а лучше мимо АЗС, дорога короче, она хотя и не освещается, но идти намного ближе. На плече сумочка с тремя тысячами, в руках телефон, в ушах наушники и интернетная музычка.

В это же время смоляне Петров и Иванов садятся в машину, чтобы выехать из нового дома в Новосёлках и следовать домой к Иванову.

А полицейский-кинолог, тоже проживающий в Новосёлках, вечером 17 декабря спохватывается, что хлеб дома на исходе, и собирается в магазин.

Поздним вечером 17 декабря гражданин Украины Мельтишенко, проживающий в Смоленске без регистрации и работающий на пилораме деревни Жуково, тоже возвращается с работы домой, где ждёт его гражданская беременная супруга с четырьмя детьми. Заканчивались сигареты, и он решил выйти из маршрутки на АЗС, что на повороте перед спуском с Шевченко на Соболева. Сигареты купил и… Непроста судьба у этого уроженца Донецкой области! Родину покинул в 2006 году, приехал к родственникам в Москву на заработки. А через год предстал перед судом города Химки за разбойные нападения и кражу. Отбыв наказание в 4 года, вернулся к родным в столицу нашей Родины, а через полгода снова сел. В этот раз за причинение особо тяжкого вреда здоровью. Три года в колонии поселка Анохово Смоленской области близились к концу, когда через интернет он познакомился с многодетной матерью-одиночкой Раисой из Смоленска. Завязалась переписка, женщина даже приезжала к нему в колонию, привозила передачи. Решили после освобождения начать совместную жизнь. И начали, жильё снимали на Попова. Мельтишенко устроился работать на пилораму в деревню Жуково. Ждали совместного ребенка, но вот гражданин братской Украины выходит из магазина и видит направившуюся по тёмной дорожке в сторону Новосёлок одинокую женскую фигуру. Какое‑то время выжидает, затем направляется следом. Догоняет, ударом по затылку сбивает женщину с ног, удары по лицу и голове сыплются без остановки, напавший тащит жертву с проезжей части на обочину. Цель – сумочка с кошельком и телефон с наушниками. Жертва пытается сопротивляться и даже спрашивает, дескать, что происходит? И вновь получает удары…

В это время Петров и Иванов, проезжая мимо, замечают женскую шапочку на проезжей части. Идёт снег, а шапочка совсем свежая. Машина останавливается, ребята спрашивают у тёмной фигуры, восседающей в кювете на ком‑то другом: «Ребята, у вас всё нормально»? «Нормально», – ответствует восседающий верхом. «Помогите!» – кричит женский голос. Мужики выскакивают и бросаются к сцепившимся на обочине. Восседавший бежит в сторону Новосёлок, начинается погоня. В это время полицейский-кинолог, уже купив хлебушка, идёт по двору домой, не подозревая, что ждёт его этим вечером. Во дворе дома Иванов настигает убегавшего, обхватывает его плечи и разворачивает к себе… Секунды противостояния, и убегавшему удаётся вырваться, он бежит в сторону стройки, Иванов – следом. Подоспевший Петров кричит полицейскому, не находящемуся при исполнении служебных обязанностей: «Помогите задержать преступника»! Быстро объясняет купившему хлебушка, что случилось, и тот присоединяется к погоне. О точном направлении следования он не знал, решил бежать дворами в сторону строящегося дома и по пути встретил девушку, у которой было сильно разбито лицо, шла кровь. Объяснить толком, что произошло, она не могла, была в шоковом состоянии, кинолог довел ее до подъезда дома № 2 по ул. Юбилейная д. Новосельцы и опять побежал в сторону стройки. Тем временем Петров успел позвонить в полицию, наряды выехали на задержание. А убегавший и его преследователь ослабли. Они уже не бегут, идут быстрым шагом на расстоянии 15–20 метров друг от друга. Мельтишенко скрывается в сквозном проёме стройки, Иванов – следом, время от времени окликая уходящего, мол, мужик, стой, всё равно не уйдёшь. Убегавший не внемлет, спускается в карьер, ослабевший Иванов возвращается. Встречает Петрова с кинологом, объясняет, куда скрылся предполагаемый преступник. Решают погоню продолжать. На спуске карьера отчётливо видны свежие следы, но идёт сильный снег, припорашивая их. Решают разделиться: Петров с Ивановым идут в одну сторону дна карьера, кинолог в другую.

На снежном покрове он видит следы обу­ви и по ним спускается в овраг в сторону улицы Шеина. Следы на снегу имеют четкий протектор, характерный для кроссовок, след был один. Вскоре возле домов увидел молодого человека, который бежал первым мимо его дома, уходя от погони. Кинолог с хлебушком, не выдавая своей близости, стал следовать за подозреваемым, отметив, что следы обуви от кроссовок идущего полностью совпадают со следами обуви, которые вели от стройки дома. Молодой человек крадучись двинулся по территории кладбища в сторону Днепра. Кинолог – следом, таким образом они дошли до улицы Шеина, по улице двигалась еще одна автомашина сотрудников полиции, когда она приблизилась, полицейский решил начать задержание. Стал кричать, звать на помощь, привлекая внимание полицейских. Патрульная машина остановилась, подозреваемый был задержан.

Пока кинолог шёл по следу подозреваемого, Иванов и Петров вернулись к месту происшествия, где нашли и сумочку жертвы, и её сотовый телефон с наушниками.

Вскоре подошёл пожилой человек. Когда стороны выяснили, кто есть кто, ребята передали отцу жертвы её вещи. Все вернулись к дому, куда вскоре прибыл полицейский УАЗик с задержанным. Он тут же был опознан и доставлен в отдел полиции. Незадачливому гопнику грозит третий срок, а семь лет за решёткой у парня 1989 года рождения уже позади. С этой особью всё ясно. Ему предъявлено обвинение в совершении разбоя, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья.

А что же потерпевшая? У неё обнаружены тупая травма правого глаза, гематомы век, раны нижнего века правого глаза, кровоизлияния под конъюнктиву, гематомы правой скуловой параорбитальной областей, сотрясение головного мозга. Она прошла длительное лечение. В связи с развитием посттравматической катаракты правого глаза пришлось провести операцию по удалению хрусталика и имплантации искусственной оптической линзы.

Печально. Но одновременно и поучительно для всех нас. Удивительный, совсем не частый, к сожалению, случай, когда равнодушных не оказалось. Все каким‑либо образом причастные к случившемуся 17 декабря стремились помочь жертве и сделать всё от них зависящее, чтобы задержать предполагаемого преступника. Все живо откликнулись, не в этом ли основа жизни правового общества? Ну а если бы Иванов с Петровым проехали мимо валяющейся на дороге шапочки и двух фигур за обочиной? Если бы кинолог сказал себе, дескать, я не на работе, какое мне дело до бегающих по дворам? Понятно? Нина могла бы погибнуть от ударов грабителя, а преступник вполне мог скрыться от полицейских машин. И сколько беды, горя он мог бы еще принести, нетрудно представить. Ведь безнаказанность провоцирует на повтор. Нам до правового государства ещё шагать и шагать, но как ни трудно, как ни мерзко порой от происходящего вокруг, есть живая надежда. Есть. Если рядом живут такие простые и неравнодушные люди, как участники вышеизложенной истории.

Александр БЕРЕЗНЕВ

P.S. Имена и фамилии изменены


bottom of page