top of page

Мстислав Запашный: «Цирк без зверей – не цирк»

Невероятное цирковое представление имеют возможность видеть смоляне. Во Дворце спорта «Юбилейный» выступает цирк Мстислава Запашного

Гимнасты кружили в воздухе и выполняли сложные упражнения, жонглеры искусно управлялись с цирковым диаболо. Сердца зрителей замирали, когда цирковая команда показывала номер на специальном оборудовании, которое называется «колесо смелости». И, конечно же, публику порадовали умные животные. Здесь пушистые собачки прыгали друг через друга и делали кувырки, лошади «танцевали» вальс, а медведи ходили на задних лапах. В финале программы Мстислав Запашный со своим сыном Ярославом показали необыкновенный номер с тиграми.

На следующее утро после первого представления народный артист России Мстислав Запашный дал эксклюзивное интервью корреспонденту «СН».

– Мстислав Мстиславович, как Вам смоленская публика? Тепло принимает?

– Очень тепло приняли. Реакция зрителей была хорошей. Но нас везде тепло принимают, и зрители всегда довольны.

– Что Вам понравилось в нашем городе? Уже были где‑нибудь?

– Когда проезжал мимо крепостной стены, то она привлекла мое внимание. Видно, что это очень старая крепость. А экскурсии у меня пока не было, поэтому я не успел еще посмотреть город. Но собираюсь это сделать в ближайшее время.

– Мстислав Мстиславович, Вы принадлежите к известной цирковой династии. А чем отличается цирк «Мстислава Запашного» от цирка ваших родственников?

– У нас совершенно разные аттракционы, разные программы, разная музыка и другой подход. Хотя с творческой точки зрения наши подходы схожи – мы делаем программы, которые не имеют аналогов в мире. И каждый из нас очень много требует от самого себя.

– Как известно, сейчас очень много аферистов, которые пользуются вашей фамилией. Вы пытались как‑то противостоять им?

– Да, конечно. У меня есть юрист, который занимается этим делом. Совсем недавно в Тольятти выступил цирк, который назвал себя именем Мстислава Запашного. Они обманули людей. Мы никогда не были там. В позапрошлом году в Бресте совершили точно такую же аферу. Мы работаем над этим. Но мошенники так быстро приезжают, собирают деньги у людей и уезжают, что их очень сложно поймать.

(При беседе Мстислав Запашный периодически отдает команды своим подчиненным, которые готовятся к выступлению и установливают оборудование. От опытного глаза Мстислава Мстиславовича не ускользают самые мелкие детали, про которые могут забыть другие).

– Мстислав Мстиславович, Вы работали в разных цирковых жанрах: артистом-акробатом, жокеем-наездником, гимнастом. А есть ли жанр, в котором Вы еще себя не попробовали?

– Я не был канатоходцем, хотя умею ходить по канату. Но на работе не удалось это осуществить. А желание сделать что‑то новое есть всегда. Я говорю своим ученикам, что даже сейчас, будучи профессионалом, я постоянно учусь. Учиться никогда не стыдно.

– Что самое сложное при работе с тиграми?

– Для того чтобы работать с любыми животными, нужно обязательно любить их и любить свою работу. Мой отец всегда говорит, что в клетку к тиграм может зайти каждый, а вот выйти из клетки не каждый сможет. А вообще со всеми животными сложно работать.

– Говорят, что тигры очень умные животные, а проявляются ли у каждого из них индивидуальные черты?

– Каждое животное индивидуально – и тигр, и рысь, и слон. Не бывает одинаковых людей, также не бывает одинаковых тигров, лошадей или собак. У каждого из них проявляются индивидуальные черты характера. Для меня каждое животное особенное, и к каждому я по-разному отношусь, каждого люблю по-своему и к каждому ищу свой подход. У животных всё, как у людей. Они, например, также могут реагировать на погоду. У каждого человека бывает такое, что встаешь утром и хочется перевернуть весь мир, а бывает, вообще ничего не хочется. У животных всё происходит точно так же.

– Бывал ли в Вашей практике случай, когда тигр нападал на Вас?

– К сожалению, да. Любое нападение хищного животного на дрессировщика – это, в первую очередь, ошибка дрессировщика. Нельзя обижаться на животных, которые напали, потому что хищники по своей природе созданы для того, чтобы убивать. У меня было три нападения. Три раза я ранил руку, и у меня остались шрамы (показывает шрамы на руках – А.С.). Первый раз это произошло, когда я полоскал тигру рот перекисью водорода. Мы это делаем для того, чтобы у животных не было стоматита. И тело животного при этой процедуре не зафиксировано. Я поднес руку близко к тигру, а реакция у него быстрее, чем у человека. Тигр махнул на меня лапой и порвал мою руку в нескольких местах, ведь тигриная лапа имеет пять «ножей».

Второй раз травма была нанесена на репетиции со слоном. Тигрица должна была сбоку запрыгнуть на слона, а она подошла к слону спереди. И я понял, что если что‑то не предпринять, слон испугается и сломает стену, потому что слоны очень пугливые животные. У нас была такая ситуация в Туле, когда слон убежал вместе с дверной рамой, испугавшись того, что тигр укусит его за ногу. И, чтобы это не повторилось, я встал между ними. Всё происходило в считанные секунды. Тигрица, используя меня как опору, прыгнула на слона. Когда я ощутил на голове лапу с когтями, то у меня сработала хорошая реакция. Я расслабился и упал. Если бы я этого не сделал, то у меня бы был снят скальп. Но дырка в голове всё равно осталась.

И третий случай был на репетиции с белым тигром. Не знаю, почему, но белые тигры – пугливые животные. Они боятся очень многого. И вот от страха тигр прыгнул на меня. Одной лапой он схватил мое плечо, и я уже видел челюсти животного. За долю секунды я убрал второе плечо, но лапа проскользнула по телу и поранила мне руку. Если бы тигр схватил меня за второе плечо, то, возможно, меня бы сейчас здесь не было.

– Мстислав Мстиславович, а чем российский цирк отличается от зарубежного?

– В России цирковые спектакли делаются с животными. Кроме этого, российские постановки всегда несут в себе какую‑нибудь идею. Иностранные цирки сейчас развиваются. Очень популярен цирк «Дю Солей». Но, на мой взгляд, он однообразен. Там одни акробатические и гимнастические номера. Конечно, там очень красивое звуковое и световое шоу. Но наши люди привыкли к другому. Разве может быть цирк без дрессированных собачек, тигров, верблюдов, бегемотов?!

Традиционный русский цирк – это театрализованные постановки. Сейчас есть тенденция делать цирковое представление очень напряженным и психологически тяжелым для восприятия, как, например, это делает цирк «Кракатук». А традиционный цирк не заставляет публику нервничать. Зритель должен отдыхать в цирке и забывать о своих проблемах.

– Что нужно сделать, чтобы построить карьеру циркового артиста?

– В Москве есть хорошее цирковое училище. А вообще, у меня в цирке есть люди, которые не имеют циркового образования. Они начинали работать ассистентами, а сейчас спустя многие годы выходят на манеж в качестве акробатов, дрессировщиков, клоунов. Самое главное в нашем деле – это желание.

– Все ваши дети собираются остаться в цирке?

– Моя старшая дочь Валерия не захотела работать в цирке. Три месяца она репетировала, а потом поняла, что эта деятельность ей не подходит. Сейчас она домохозяйка и живет в Сочи. А другая дочь Анастасия занимается художественной гимнастикой. Ей сейчас одиннадцать лет. Девочка постоянно участвует в соревнованиях и занимает первые места. Все остальные дети выступают в цирке. Вчера состоялся дебют моего младшего сына Святослава. В номере с дрессированными медведями появляются маленькие дети, и один из них – Святослав.

– На открытии спортивного комплекса, в котором проходят выступления Вашего цирка, Вы сказали, что положительно относитесь к движению, выступающему против цирка с животными. Почему?

– Да, я положительно отношусь к людям, которые именуют себя «зелеными». Они правы в том, что защищают животных. Однако считаю, что они перегибают палку. Я знаю, что в Смоленске недавно была проведена акция, на которой собирали подписи за цирк без животных. Но цирк не может существовать без животных. Здесь нужно ставить вопрос о содержании животных. В нашем цирке очень хорошо обращаются с животными. В состав персонала входят ветеринары, которые регулярно их осматривают. На природе средняя продолжительность жизни тигра составляет 10-11 лет. Наши же тигры живут до 20 лет, потому что на природе животное может пораниться, не добыть себе еду. А у нас за ними смотрят 24 часа в сутки и кормят самым лучшим мясом. Животные находятся не в маленьких клетках, а в больших вольерах, чтобы была возможность свободно передвигаться. Когда у нас были слоны, мы строили для них вольеры по 200 квадратных метров.

Поэтому «зеленым» нужно, на мой взгляд, смотреть на то, какие условия созданы для животных, как обращаются с ними, и выступать уже против тех людей, которые не создают эти условия.

– Мстислав Мстиславович, при переезде одна из тигриц Вашего цирка родила. Это не отразится на здоровье малышей?

– Уже пятый год тигрица приносит потомство. И все они здоровы и выступают на манеже, кроме самых маленьких, которые родились последними. Это говорит об особом содержании животных. Мы делаем всё для того, чтобы они хорошо себя чувствовали.

– Что бы Вы хотели сказать смолянам?

– Я приглашаю смолян на наше выступление. Пусть они приходят к нам и увидят настоящий цирк. Мы объехали уже много городов России, в некоторых были даже по несколько раз. И мне очень хочется, чтобы люди видели, как развивается русский цирк. Мы «не умрем» и не уступим место западу.

– Спасибо за беседу, Мстислав Мстиславович! Успехов Вам!

Александрина САБУРОВА


bottom of page