top of page

Мир глазами поэта

В Культурно-выставочном центре имени Тенишевых с большим успехом проходит выставка фоторабот выдающегося русского поэта Евгения Евтушенко. Её уже посетили сотни смолян и гостей нашего города.

Сегодня гость «СН» – организатор выставки, заведующая отделом Музея-галереи Е.А. Евтушенко в Переделкино Нина Назирова.

– Нина Набиевна, несколько слов о создании музея, который Вы представляете.

– Музей был открыт в июле 2010 года, в день рождения Евгения Александровича, 18 числа. Евгений Александрович построил здание музея на участке своей дачи в Переделкино, который и передал государству вместе с музеем. Подарил нам с вами, то есть – нашей стране. Галерея музея состоит из пяти залов, первый – зал авторских фотографий Евгения Александровича, далее зал зарубежной живописи, в котором представлены картины таких знаменитых художников, как Пикассо, Шагал, Леже, Хуан Миро, Сикейрос, огромное количество произведений итальянских художников, американских, болгарских – замечательные работы! В третьем зале посетитель увидит картины советских и российских художников. Е.А. Евтушенко называет этот зал – «Я родился в СССР». Здесь самая большая коллекция Олега Целкова – друга и соратника Евгения Александровича, есть картина Нико Пиросмани 1914 года. Ещё два открытия Евгения Александровича – это работы Александра Бибина – художника из Павлодара – и художника из Братска Сергея Моисеенко. Много работ грузинских художников, в том числе две работы Церетели: барельеф Булата Окуджавы и барельеф Евгения Александровича. На втором этаже музея воссоздан рабочий кабинет Евгения Александровича, точно такой, как у него на даче. Помимо этого в музее собрано много личных фотографий Евгения Александровича, архивы, его книги, изданные на семидесяти языках мира, его награды, также много подарков, среди которых книги известных писателей. Экспонируются и книги его двух дедов, один из них был математиком, здесь же книга стихов его отца А.Р. Гангуса, биолог по образованию, он писал стихи и научил этому сына Женю. А вот артистичность у него от мамы. В пятом зале музея – библиотека, где Евгений Александрович представлен как общественный деятель, как кинорежиссёр. Напомню, что он поставил два фильма – это «Детский сад» и «Похороны Сталина». Также здесь много его фотографий с известными людьми: Пикассо в его мастерской, Апдайк, Миллер – очень-­очень много таких снимков. Одна из главных достопримечательностей – книга Б.Л. Пастернака «Сестра моя жизнь», подписанная Евгению Александровичу в 1959 году, с наставлениями молодому поэту. Ещё в кабинете висит трость Марка Твена, которую Евгению Александровичу подарила американская семья Воткинсов за поэму «Бабий Яр», ставшей текстовой основой 13‑й симфонии Д. Шостаковича. Это вкратце о нашем музее. Могу сказать, что у каждой картины, представленной в музее, у каждой фотографии своя история, и она очень интересна той или иной подробностью.

– Переделкино далеко не центр столицы. Как посещается музей, насколько он востребован?

– На сегодняшний день Переделкино входит в Новую Москву, так что мы совсем не окраина. Люди идут в наш музей. Конечно, в основном это люди, которые интересуются искусством поэзии в целом и поэзии Евгения Александровича в частности. Но даже приходят и совершенно поэзии не знающие, но, побывав в музее, познакомившись с его экспозицией, уходят восторженные. Они поражены – сколько увидели уникальных картин художников с мировым именем! К тому же у нас очень интересная экскурсия.

– Уникальный случай! Если подумать – что мы видим? Человек при жизни создаёт музей о себе и передаёт его государству. Согласитесь, не самое стандартное решение. Какие отклики вызвало это явление?

– Почему Евгений Александрович Евтушенко подарил музей государству? Это легко объяснить. У нас музей – живой! Он посвящён не тому, кто ушёл, а рассказывает о человеке, который живёт и творит. Он приходит в музей, что‑то в экспозиции перестаёт нравится, он вносит коррективы. Меняет местами картины, фотографии, другие экспонаты. Музей живёт его идеями, живёт какими‑то определенными целями. Евгений Александрович каждый год, приезжая из США в Россию, дарит музею новые картины. Этого не может быть в мемориальном музее. Умер человек, ушел и – всё. Застыла экспозиция навсегда. А у нас жизнь бьётся, пульсирует, продолжается! То какие‑то новые фотографии, то новая картина, которую поэт покупает и оставляет музею.

– Нина Набиевна, как случилось, что именно Вы стали директором музея? Вас ранее связывала с Е.А. Евтушенко какая‑­то дружба, сотрудничество?

– Всё решили небеса. По образованию я востоковед, кандидат исторических наук. Меня всегда интересовало искусство. Поэта Евтушенко я знала, как знают все, имею в виду большинство читателей, я не была с ним лично знакома, но при первой же встрече он меня поразил. Он меня удивил! Какие у него живые глаза! Он очень добрый, он – отзывчивый.

– Вы увидели его где‑то на сцене, на каком‑то поэтическом вечере?..

– Нет, я увидела его вне сцены, в жизни, когда мне предложили эту работу. Я сначала не согласилась, у меня была интересная работа, престижное место, но друзья предложили поехать, встретиться и познакомиться с Евгением Александровичем. Предложение сделали люди, которые меня знали. Когда мы приехали в этот музей, он ещё не открылся, это май 2010 года, нас с Евгением Александровичем познакомили, он стал рассказывать про свой музей, что он хочет, каким его видит. Мне понравилась его идея, понравились картины, которые он передал в музей. Евтушенко рассказал историю каждой из этих картин и как‑то позже сказал: «Между нами проскочила искра». Действительно, что‑то такое совпало в нашем общении. Я его спрашивала, он мне отвечал. Мы с ним совпали, и я приняла приглашение. Вот уже 5 лет руковожу галереей музея и о сделанном выборе не жалею.

– Евгений Александрович очень суровый начальник?…

– Вы знаете, нет, он очень добрый. Всегда старается мне как можно больше помочь и поддерживает меня во всём.

– Заняв эту должность, Вы стали больше читать его книги, приоткрывая его как поэта и прозаика?

– Да, я больше открыла его как поэта, стала читать его прозу, благодаря чему больше узнала об этом авторе и человеке. Живёшь, читаешь и потихонечку в него влюбляешься. В его поэзию и прозу. Он мне даже стихотворение посвятил!

– Прекрасно, поздравляю! Но оборотимся в день сегодняшний. Расскажите о выставке фоторабот Е.А. Евтушенко, которая ждёт смолян в КВЦ имени Тенишевых.

– В этот замечательный Культурно-выставочный центр мы привезли фрагмент выставки авторских фотографий Евгения Александровича, которая называется «Лики человечества». Здесь представлена лишь часть его фоторабот. Всего в экспозиции музея их более трёхсот, а здесь сто двадцать две. Они составляют восемь разделов: «СССР – ранние фотографии», «Сибирь», «Азия», «Китай между коммунизмом и социализмом», «Калейдоскоп», «Итальянский уголок», «Лондонский уголок. Гайд-парк». Если посмотреть на выставку, становится ясно, что Евгения Александровича во всём мире интересуют прежде всего совершенно простые люди. Как он говорит: «Знаменитых людей я не фотографирую». Мы видим огромное количество женских портретов, среди них нет моделей, перед нами простые люди. Если внимательно на них посмотреть, то видишь, что они прошли сложную, тяжёлую жизнь, но у всех добрые замечательные глаза. Настоящие российские типажи.

– Цель выставки показать Россию, мир или фотоискусство Евгения Александровича?

– И то, и другое. Фотографировать Евгений Александрович начал в семидесятых годах прошлого века, пролог – очень интересная история. В 1974 году он был в Японии, его пригласили на выступление, стоял, ждал своей очерёди и увидел замечательную немолодую японку, которая прислонилась к сакуре. Морщинки её лица совпали с корой этого дерева. Он сказал стоящему рядом японцу-фотографу: «Сфотографируй!», а тот дал ему в руки аппарат, мол, сфотографируй сам. Евгений Александрович снял эту японку под сакурой, на следующий день его фото было опубликовано в нескольких центральных газетах Японии, с этого времени Евгений Александрович и увлёкся фотографией. Японцы подарили ему «NIKON», и пошла фоторабота поэта. Одна из самых выразительных фотографий той поры «Крестьянка и её тень». Снимок сделан на Киевском вокзале, отражает «колбасный период» жизни в нашей стране. Пожилая женщина тащит громадные узлы с продуктами. Так вот, когда он навёл фотообъектив, почувствовал руку на плече, поворачивается, перед ним милиционер: «Господин американец, у нас это нельзя фотографировать». Евтушенко с достоинством ему отвечает: «Я не американец, я русский поэт Евтушенко»! Слово за слово, тот говорит: «Зачем Вы ЭТО снимаете?», Евгений Александрович ответил: «Для тех от кого это зависит, чтобы они знали и видели». Позже он пригласил того милиционера на выставку своих фотографий, которая проходила в зале на Малой Грузинской. На выставке в Смоленске много личных фотографий, вот прекрасная милая женщина в белом платочке, итальянцы назвали это фото «Сибирская мадонна», а это тётя Евгения Александровича, они, если присмотреться, даже похожи. Евгений Александрович много путешествовал, побывал в 97 странах. Всё на этой выставке отобразить невозможно, но по его желанию представлены фотографии Азии, которую он очень много снимал, в разделе «Калейдоскоп» видим снимки Америки, Англии, Австралии. Его любимая страна – Италия, ей посвящён отдельный стенд. У Евгения Александровича очень много премий от Италии за литературные его произведения, его даже выдвигали на Нобелевскую премию.

– Переделкино – уникальный посёлок, но до вчерашнего дня для меня там существовало три музея: Пастернака, Окуджавы и Чуковского. Прочие строения своего рода – артефакты того, как не следует жить, как не следует писать. Все эти корнейчуки и прочие федины… Но вот узнаю, что есть ещё один замечательный, достойный музей. Как Вы там сосуществуете?

– Наш музей дружит с музеями Б. Пастернака, Б. Окуджавы и с музеем Чуковского. Приходим друг к другу на выставки, обмениваемся информацией, помогаем. Подсказываем экскурсиям, куда сходить, что посмотреть. Между музеями в Переделкино существует постоянная взаимосвязь.

– Как Евгений Александрович, пережив всех своих друзей-шестидесятников, сегодня ощущает себя в радикально изменившемся мире?

– Как последний из той когорты литераторов-шестидесятников, он понимает, какой груз ответственности на нём. Ответственности за мир, за наших детей. Он отзывается на каждое событие, которое происходит не только в нашей стране, но и за рубежом. Он поэт действующий, живой. Он переживает за Украину, стремится сделать всё от него зависящее, чтобы люди интересовались искусством, литературой, а главное, чтобы не убивали друг друга.

– Кто является инициатором данной выставки?

– Побывав в Смоленске в прошлом году, Евгений Александрович сохранил очень тёплые воспоминания о встречах с вашим городом и с КВЦ имени Тенишевых, где он выступал. Он мне и предложил попытаться провести здесь выставку его фоторабот. Я стала работать в этом направлении, вскоре нашла замечательных людей, которые мне очень помогли, это В.Я. Деренковский и директор КВЦ Л.А. Жук, я благодарна им и целому ряду других смолян, которые приняли нашу идею и помогли в её осуществлении. Выставка продлится до 26 июля, не исключено, что и Евгений Александрович её посетит. Сейчас он путешествует по России, планирует посетить двадцать шесть городов и в каждом выступить. Аудитория для него – главное. Когда он встречается с публикой – мгновенно оживает, глаза тридцатилетнего… Вернётся в Москву 10 июля, как там сложится ситуация предполагать ещё рано, но не исключаю, что он выделит на Смоленск парочку дней.

– Спасибо за интервью, дальнейших Вам успехов.

Александр БЕРЕЗНЕВ


bottom of page