top of page

А вы калитки пробовали?

Почему рецепт «карельских пирожков» охраняют законы ЕС, а мы рецепты своих продуктов не соблюдаем и не бережем?

Как‑то в витрине маленького магазина увидела давно забытые конфеты: «Монпасье», «Подушечки» и «Кавказские». И так захотелось вспомнить любимый в детстве вкус, что не удержалась и купила все три лакомства. Но из привычной осторожности взяла всего по чуть-чуть. И была права.

В леденцах был только сахар. «Подушечки» опасно было грызть, они были как стекло, без всякой начинки. А «Кавказские» оказались безвкусной коричневой массой с неопределяемым вкусом.

Понятно, что ничего кроме разочарования от купленных конфет не получила.

Но вот как‑то испекла я любимые в семье калитки. Получились они красивыми и румяными. Сфотографировала я свои пирожки и отправила фото детям, в Сибирь. Мол, смотрите, какая красота и вкуснятина. Только в ответ получаю от зятя вопрос: «А почему ваши пирожки называют калитками? Они на калитки во дворе не похожи».

Меня его вопрос озадачил. Я никогда не задумывалась над названием привычных мне с детства открытых пирожков из ржаной муки с разными начинками. С картошкой, с пшенной и ячневой кашей. Ела в детстве. В студенчестве – в Петрозаводске. Там в каждом кафе в меню были калитки с разными начинками. Правда, в Ленинградской области они были круглыми, а в Карелии – как миниатюрный эллипс.

Пекут калитки и поныне на моей малой родине. В Ленинградской области. В хлебных отделах магазинов они постоянно в продаже. А вот моему зятю – смолянину – такие пирожки и их название в диковинку.

Стала я искать кулинарную историю калиток. И вот что узнала.

Калитки (колядки, преснушки) – это маленькие открытые пирожки из ржаного теста с различными начинками, наливками, намазками и пришлепками. Они – традиционное блюдо карельской и русской кухни.

Распространены не только на северо-западе России (в Карелии, отчасти в Архангельске, Вологодской и Ленинградской областях), но под другими названиями и на северо-востоке, и за Уралом.

В Финляндии прямой аналог этого блюда под названием «карельские пирожки» считается жемчужиной национальной кухни, а его классическая рецептура охраняется законами ЕС.

Карельские женщины говорили: «kalittoa kyzyy kaheksoa» (калитка просит восьмерки), т.е. чтобы испечь калитки, нужно восемь компонентов: ржаная мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка (ячневая или перловая крупы, картофель, рис, толокно).

Рецептов, как испечь калитки, или «карельские пирожки», множество. Но научиться их печь достойно надо поучиться. Вот и я записала и храню рецепт, которым со мной поделилась очень добрая знакомая. И не просто поделилась, а и показала, и дала попробовать свой кулинарный шедевр. Это же радость для хозяйки, когда её калитки сметают с печи горячими.

И я благодарна зятю, что заставил меня познакомиться с историей калиток.

А ведь в русской кухне много замечательных блюд, пирогов, запеканок. Жаль, что про наше кулинарное богатство на Руси позабыли, восхищаясь кулинарией других стран.

Позабыли рецепты своих конфет и тортов, заменяя классическую рецептуру мало понятными и тайными ТУ (техническими условиями). Поэтому и едят наши дети пищу, сдобренную разными усилителями вкуса. А подлинный, настоящий рецепт многих российских продуктов, их великолепный и здоровый вкус – для них есть тайна за семью печатями.

А мне бы хотелось, чтобы в России ели свои настоящие конфеты, пироги и другую продукцию, по охраняемой законом рецептуре, как настоящие «карельские пирожки».

Разве это невыполнимо?

Татьяна ВОЕНУШКИНА


bottom of page