top of page

Если в сердце любовь

Сегодня гость «СН» – смоленская детская писательница, сказочница, поэтесса, юморист-сатирик, автор 18 книг Мила Клявина.

D7T_3557.JPG

– У Вас очень содержательный жизненный путь. В юности занимались журналистикой, потом организовали цирковую студию «Мечта», активно занимаетесь литературным творчеством. Пишете книги для детей и взрослых, выпустили два поэтических сборника, остается лишь завидовать такой способности к творческой самоотдаче. Стремясь представить читателям Ваше творческое «я», предлагаю начать, быть может, с главного для Вас, имею в виду цирковую студию «Мечта». Как к Вам пришла страсть к искусству цирка?

– Всё начинается с детства, всё начинается с мечты. В три года я впервые увидела цирковое представление цирка «Шапито» у Никольских ворот и попала в завораживающий мир чудес, ощутив себя Алисой из сказки Кэрролла. Тогда я и впустила в себя чувство любви, которое сохранилось во мне и поныне. Ко мне пришла мечта, и я захотела жить в этом волшебном мире доброй сказки. А как ребёнку попасть в сказку? Можно воображением путешествовать вместе с героями по страницам книг, представляя себя тем или иным персонажем. Но цирк оказался миром волшебным и реальным одновременно. Он мог быть и удивительно-сказочным, и непредсказуемо-феерическим. Ярким, красочным, незабываемым, где никогда не кончается детство.

– Замечательно, но давайте из мира идеального перенесемся в мир реальный. В 2013 году созданная Вами цирковая студия «Мечта» отметила 25-летний юбилей. Что такое сегодня цирк «Мечта» в Смоленске и как он начинался?

– Все детские и юношеские годы во мне жила мечта создать в Смоленске цирковой коллектив. Я начала читать цирковую литературу, с пяти лет заниматься жонглированием: вначале камушками, потом мне купили мячи, отец сделал пластмассовые кольца. Долго искала себя, с 16 лет стала ездить в Москву, где прошла великолепную школу циркового закулисья в цирках на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского. Куража во мне хватало, я подходила к артистам и просила: покажите, как делать трюк, расскажите, как изготовить реквизит, я так хочу этому научиться. Меня стали допускать до репетиций, объясняли, показывали. Уже тогда во мне появилась уверенность, что я смогу сделать цирковую студию. Закончила Смоленский колледж искусств, получила хореографическое образование. В парке культуры и отдыха «Реадовка», где я работала инструктором по работе с детьми, создала образ клоуна Фантика, с которым не расстаюсь до сих пор. А в 1988 году решилась: на базе школы № 31 – в рекреации – собрала маленькую группу пятиклассников. Трудностей было много, условий никаких, потом студия перебралась в ДК «Кристалл», от завода «Искра» мы базировались в 11-й школе, потом во Дворце пионеров. Сейчас студия работает на базе областного Дворца культуры профсоюзов и получила статус образцовой, но до сих пор всё мечтаю…

– Кто оказывал поддержку цирковой студии «Мечта»?

– Только моя семья! Муж, сын и дочь. Заработанные мною средства я тратила на покупку всего необходимого для цирка. Муж изготовлял реквизит, я шила костюмы, писала сценарии. Сейчас дочь – балетмейстер-постановщик в студии, сын продолжает выступать как жонглёр и фокусник. За минувшие годы мною приобретён огромный опыт, могу обучить любого желающего без предварительной подготовки и совершенно безболезненно (многие думают, что цирк – это боль и страх) гимнастике, жонглированию, эквилибристике, акробатике – всему, чем владею сама и позволяют условия. Сейчас у нас замечательный зал, занимаются пятьдесят девочек, мальчики, к сожалению, редкость для всех творческих коллективов. Хотя у меня были годы, когда умелых, бесстрашных ребят было больше девчонок, а представления были на уровне профессиональных по исполнению трюков. Но… дети вырастают и улетают во взрослую жизнь. А я снова начинаю заново. Принимаю детей с четырёх лет и все школьные годы им можно увлечённо заниматься любимым делом, совершенствуя своё мастерство.

– За минувшие 27 лет были у Вас воспитанники, продолжившие свой путь на арене цирка?

– Вы знаете, это очень сложный и трудный путь. Прежде всего, не позволяет именно здоровье. Многие хотели поступить в цирковое училище, но, увы, врачи не дали соответствующей справки. Сегодняшняя экология даёт о себе знать. Но многие мои выпускники заканчивают институты искусств и выбирают творческие и спортивные профессии, а общение с цирком оставляет неизгладимый след на всю жизнь. Звонят, будучи взрослыми, приходят на представления со своими детьми. В общем, контакт не потерян.

– Отлично! Мила, вот Вы с таким увлечением рассказываете о своей студии: улыбка, сиянье глаз. Сразу видно, что Вы до сих пор влюблены в Цирк. Человек себя нашёл. Прекрасно! Всем бы так, от себя замечу. А как Вы пришли в литературу? Что подвигло Вас на сидение за столом, поиски, размышлизмы – значит, студия не полностью забирала Ваше творческое «я»? На сегодня Вы автор восемнадцати книг. Как дошли до жизни такой?

– У увлечённого человека энергии столько, что она переполняет его через край. Я не укладываюсь только в рамки занятия студией. Темп и ритм моей жизни остаются такими же, как и в юности, так как они сформированы тренировками. Кроме того, есть желание объять необъятное, везде успеть, оставить на земле свой след. А у меня ведь ещё трое внуков, я не имею права не успевать. А сюжеты для новых книг и стихи я придумываю на бегу, а ночью, в тишине, погружаюсь в свой мир сказки.

– Кто поддержал Вас в занятиях литературой?

– Опять-таки – семья. Если в семье один из супругов артист или писатель, то второй исходит ревностью, и семья может не сложиться. А у меня в семье поддержка и понимание, что очень важно, они же – и первые читатели. Всё, повторяю, идёт из детства. Раньше не было мобильников и видеоигр, поэтому я много читала, в 12 лет увлеклась книгами для взрослых, прочла всего Шекспира, Драйзера, Золя, Диккенса. Чувства, вызванные чтением в те годы, остались во мне и сейчас. И в то же время я никогда не засыпала без сказки, без фантазии в своей голове. В литературу вошла с маленьких заметочек в газеты, брала интервью. Прошла школу юных корреспондентов при газете «Смена», которую вёл П.И. Привалов. Одна моя заметка была признана лучшей за месяц, мне даже вместе с гонораром дали премию – 20 рублей (начало 80-х). Нужно было продолжать, но жизнь как‑то закрутила, завертела, дети требовали внимания. И только в 2000 году я отнесла рукопись своей первой повести «Калерия» Ю.В. Пашкову. Она об артистах цирка, об их нелёгкой жизни, а не только о празднике на манеже. О чём ещё я могла писать?! В названии повести – красивое имя главной героини, я всегда ищу необычное (как и в романе «Алмаза»). Юрий Васильевич одобрил повесть, сказал, что её нужно издать. С этого времени я уже не останавливалась. И в 2005 году была принята в Союз писателей России.

Цирк присутствует в каждой моей повести. Например, в книге «Непридуманные сказки клоуна Фантика» я оживляю цирковой реквизит, и они, как дети, ссорятся, наказывают зазнаек и даже влюбляются. В «Девочке из сновидений», чтобы попасть в свой сон, мальчик идёт в цирк и его усыпляет гипнотизёр, а в книге «Чудеса за копейку» герой, имея волшебные копейки, чтобы избежать двоек, превращает учителей в… артистов цирка. Представляете, что творится на уроках?.. Придя к Ю.В. Пашкову в «Родник» ещё в 80‑е годы, я начинала с юморесок. Теперь это две книги «Фантазий в духе времени» – рассказы о нашей повседневности, где я вскрываю негатив, т.е. отрицательные стороны жизни, и эти миниатюры играются в театре эстрадных миниатюр «Комедианты» ДК «Шарм».

– Где Вы берёте материалы для написания сатирических рассказов?

– В окружающей жизни, в проблемах быта, которые затмили Любовь и взаимоуважение, в очередях, в транспорте. Из-за чего ругаются в семье? Из-за чего разводятся супруги, вполне добропорядочные граждане? Почему родители не могут найти контакт со своими детьми? В чём особенность современных детей? Всё это даёт неисчерпаемую фактуру для творческих размышлений. Откуда появляются зависть, корысть, вседозволенность, «звёздность»? Все эти темы пытаюсь вскрывать в своих рассказах и стихотворных миниатюрах. Прочту одну, если не возражаете.

Описываю жизнь во всей «красе»,

Всё неприглядное вскрываю, как нарыв.

Так тягостно на чёрной полосе, –

Перескочить бы в светлый негатив.

Но жизнь нам преподносит свой урок…

Эх, запастись бы нам терпеньем впрок.

И радость, словно звёзды рассыпать,

Чтоб каждый мог желанья загадать.

Желанья, Богом освящённые

И с добротой нам возвращённые.

И на кого сошла та благодать –

Уж не посмеет душу осквернять.

– Кто в литературе является для Вас ориентирами?

– Чехов и Зощенко, но на первом месте – Чехов. М.А. Булгаков тоже мой писатель. Но рассказы Чехова с детства по сей день перечитываю постоянно. Знаю тот или иной рассказ, но перечитывая, всегда нахожу что‑то новое, необычное, свежее.

– Один из Ваших рассказов так и называется «Развели по Чехову»…

– Это я попробовала реалии нашей современности как бы немножко перефразировать…

– Да, мне он понравился, но уж больно явно использована сюжетная схема рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». Мне больше нравится рассказ про грибника в лесу, который приватизировала лесная нечисть.

– Это и мой любимый рассказ! И любимый рассказ моего мужа. Я его постоянно читаю на своих выступлениях, особенно осенью. А по одному рассказу нельзя судить о творчестве в целом.

– Вы часто выступаете перед читающей аудиторией?

– Довольно часто меня приглашают в санатории, Дома отдыха, Дома культуры в городе и по области. Всего в год делаю по сорок выступлений для детей и взрослых.

– Положа руку на сердце, Вы ощущаете себя именно сатириком?

– Не так могу сказать, прежде всего хочу, чтобы было интересно читать. И если бы наша жизнь была более лёгкой и светлой, то и смеха было бы больше, а так это – горькая правда с элементами моей фантазии для придания весёлого восприятия.

– Где читатель может познакомиться с Вашим творчеством?

– В библиотеках города и в моей любимой – имени Соколова-Микитова, в школьных библиотеках, в областной библиотеке имени А.Т. Твардовского. Ну и заходите на мой сайт.

– Любите проводить встречи с читателями?

– Очень! Непосредственное общение с читательской аудиторией даёт огромный восторг душе. Глаза детей – это нечто неповторимое. Недавно выступала в школе № 2, сидит мальчишка и, слушая моё чтение, то и дело восклицает: «Ой, да не может быть! Откуда вы это берёте?! Вот здорово!» – это и есть высшая награда для автора. Или в Краснинской библиотеке, привели на встречу с писательницей третий класс, а после окончания дети заявляют: «Вы лучшая писательница! Вы самая интересная! Живите дольше, чтобы больше написать»! Это неисчерпаемый заряд для души, для мысли. После таких встреч хочется продолжать писать и радовать своих читателей.

– Вдохновения Вам и всего самого хорошего.

Александр БЕРЕЗНЕВ


bottom of page