top of page

Учитель – в четвертом поколении

Сегодня гость «СН» – победитель областного конкурса «Учитель года – 2015», преподаватель русского языка и литературы школы-интерната среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов имени Кирилла и Мефодия Наталья Жукова.

– Наталья Юрьевна, прежде всего позвольте поздравить Вас с победой в этом престижном конкурсе.

– Спасибо большое

– Как Вы думаете, что стало определяющим в Вашей победе? Почему жюри присудило главный приз именно Вам?

– В финал вышли шесть педагогов – самых сильных, самых активных и творческих. Они дали прекрасные уроки, показали замечательные мастер-классы. Но определяющими, я думаю, стали финальные конкурсы заключительного этапа: педагогический Совет и выступление на тему «Актуальная проблема современного образования». Возможно, эти проблемы мне было легче обсуждать, потому что я не только преподаватель русского языка и литературы, но и заместитель директора по научно-методической работе в нашей школе.

– Лев Толстой в свое время сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Вы согласны с классиком?

– Абсолютно согласна. И в моём представлении хороший учитель, совершенный учитель – это человек, который понимает, что это не просто профессия – это призвание. Это учитель, который любит своих учеников, относится к ним ко всем одинаково, доброжелателен. И, конечно, это учитель, который прекрасно знает свой предмет и умеет донести свои знания до ребенка.

– А как донести знания до ребенка, а не просто подготовить к ЕГЭ?

– Целенаправленно готовить школьников к ЕГЭ мы начинаем в старших классах. И я считаю, что одно другого не исключает, тем более что задания ЕГЭ основываются на общеобразовательной программе, которую мы изучаем с детьми в период основной средней школы. Сложно сказать, что здесь является первостепенным. Подготовка к ЕГЭ – это, конечно, в большей степени натаскивание, а урок – совсем иной процесс. Урок – это не только активная работа учителя, но и включенность ученика. Здесь может быть дискуссия, работа в группах, поиск нового, ранее неизвестного.

– Изучение каких художественных произведений Вы бы добавили в школьную программу, а каких исключили?

– Я думаю, убирать ничего не стоит. Хотя не могу не сказать, что изучение многих произведений в старших классах очень тяжело дается. Например, романы Льва Толстого «Война и мир» и Ивана Гончарова «Обломов», а также произведения Достоевского, Тургенева. Но при этом я не говорю, что их нужно убирать. Нужно, наверное, искать какие‑то свои приемы, подходы в преподавании, чтобы помочь их освоить ребятам. Что касается произведений XX – начала XXI веков, то у учителя есть возможность выбора произведений современных писателей. Я рекомендую изучать детям произведения Виктора Пелевина, Людмилы Петрушевской и Татьяны Толстой.

– В чем заключается специфика вашего учебного заведения?

– Мы работаем с учащимися, начиная с 8‑го класса, и для того чтобы поступить к нам, ученику нужно сдать вступительные испытания. В обучении предлагаются четыре направления: физико-математическое, гуманитарное, естественно-научное, социально-экономическое. И когда ученик зачислен в нашу школу, он учится по какому‑либо из этих профилей углубленно. И особый упор в нашем учебном заведении делается на работу с одаренными детьми, потому что они сюда поступают для того, чтобы получить серьезные знания.

– Трудный ученик – это кто?

– Трудный ученик, учитывая те условия, в которых я работаю, – это ученик, который не хочет учиться. Потому что одно дело, когда ученик стремится показать свои знания, хочет доказать, что он не зря сюда поступил. И другое дело, когда ребенка привели сюда родители, а он учиться не хочет. Поэтому с такими детьми, не желающими узнавать что‑то новое, работать очень трудно.

– Скажите, а ученикам легко Вас обмануть?

– Вообще, я человек очень доброжелательный. Но если материал не прочитан, конечно же, я это вижу. Всё сразу становится понятным по их глазам, по тому, как они хотят перевести разговор на другую тему. Обхитрить меня можно, но это достаточно сложно.

– Наталья Юрьевна, Ваши родители – педагоги. Если Ваш сын в будущем захочет стать учителем – как Вы отнесетесь к этому?

– Я учитель уже в четвертом поколении, наша династия начинается от прадеда. Если сын поймет, что это его призвание, если он захочет доносить до детей знания, делиться опытом, то почему бы и нет? Я возражать не стану.

– За плечами победа в областном конкурсе «Учитель года – 2015». Что будет дальше?

– Теперь я готовлюсь к выступлению на всероссийском уровне. Некоторые задания можно выполнять заочно, но будут и очные испытания, такие как, например, урок. И мне сейчас важно хорошо подготовиться к конкурсу. В следующем году у меня будет новый 8‑й класс, который придет к нам учиться. Я планирую заниматься учебно-исследовательской деятельностью, а также готовить учеников к олимпиадам, конференциям, конкурсам.

– Спасибо за беседу, Наталья Юрьевна! Успехов Вам!

Подготовила Александрина САБУРОВА


bottom of page