Сын солдата
Сын фронтовика Виктор Павлов родился в марте 1944 года в деревне Григорьево Монастырщинского района. Отца он так и не увидел – Василий Павлов не вернулся с фронта. Единственный мужчина в семье получил рабочую профессию электрика, отслужил в армии и пришел работать на Смоленский авиационный завод. Вся жизнь прошла на заводе, ставшим родным. Отсюда ушел он на заслуженный отдых. За ударный труд был награжден орденом Знак Почета.
В 2000 году вышел на пенсию и перебрался жить в родную деревеньку Григорьево, которая почти обезлюдела. Без дела Виктор Васильевич сидеть не привык: помогал соседям, ухаживал за престарелой матерью. В деревне осталось два двора, да еще дачники приезжали на лето. Васильевич, как по-доброму зовут его соседи, стал комендантом деревни: усадьбы сторожил, чтоб хулиганы не бедокурили, не сожгли деревню.
Внизу некогда большого села бежит студеная Вихра, а рядом – родничок, деревенские за водой к нему ходят. Так Васильевичу и здесь есть дело, вместе с Владимиром Ходченковым, соседом по деревне, полковником в отставке, облагородил родничок так, что любо-дорого посмотреть. Приехавший из Монастырщины батюшка освятил источник в честь иконы «Неупиваемая чаша». Теперь к святому источнику со всей округи за водой ездят, а заодно и в Вихре искупаться. Виктор Павлов и здесь свои руки приложил – дно от водорослей освободил, спуск к реке облагородил.
Виктора Васильевича щедро наградила природа добротой и талантом. Односельчане любят слушать его стихи, они печатались в районной газете, в сборнике «Радуга над Вихрой». В канун 70-летия Победы ветеран труда написал новое стихотворение:
РАССКАЗ СОЛДАТА
Это было в сорок третьем
Под Смоленском в сентябре –
Враг огнем нас шквальным встретил
На родном моем Днепре.
Я тонул на переправе,
Берег правый рядом был,
Но война – она без правил,
Метров десять не доплыл.
Не доплыл, а так хотелось,
Выбить с берега врага,
И награда нам за смелость –
Оба наши берега.
Наше устье и истоки,
Омут наш и перекат,
Солнце всходит на востоке,
Там, на западе – закат.
Не робей, держись, пехота,
Наше время – наш черед,
Хоть редеет наша рота,
Всё сильней «УРА» орет.
Коль «УРА», то это значит,
Дрогнул враг, бежит, бежит!
Нам Виктория маячит,
От разрывов твердь дрожит.
Неужель без вести сгину,
Топором пойду на дно,
Слышу, что‑то тычет в спину,
Оглянулся – ба! – бревно!
Ну, теперь‑то я спасенный,
Бог не выдал, доберусь.
Человек, солдат казенный,
За моей спиною Русь!
Погибать кому охота,
Вылил воду из сапог,
И вперед, вперед, пехота!
Коль живым остаться смог!
Реки, речки и овраги
Одолел солдат-боец,
Написал он на Рейхстаге,
«Я дошел. Войне конец!»