top of page

«… И встанут стихи мои в ряд»

Завтра – 9 дней, как ушла от нас Раиса Александровна Ипатова.

«Умер друг у меня – вот какая беда…

Как мне быть – не могу и ума приложить»

Эти строки Константина Симонова почему-то сразу застучали в висках, когда 18‑го рано утром я услышал по телефону: «Рая умерла». Впрочем, почему «почему‑то»? Она была моим другом. Очень давним, очень дорогим. Я знал о её тяжелой болезни, она сама доверительно сказала мне об этом еще год назад, но так хотелось верить. И уже даже поверилось. И вот её нет.

Раиса Александровна, Рая… Добрая и резкая, ранимая и умевшая ранить, всезнающая и наивная, цельная и противоречивая – в ней было так много всего. Но всегда искренняя, всегда честная. Как привлекали меня её мгновенная реакция на глупость людскую, на самодовольство, на дилетантизм, её сарказм, её прямота.

Но всё же главное, что было в ней и для неё в этой жизни, что было ей подарено Богом, – это талант Поэта. Истинного. Настоящего. 27 лет назад я пригласил её в программу «Диалог», которую вел тогда на областном радио. С этого началась наша дружба. А пригласил, потому что меня поразили её стихи. В них были и глубина, и простота, и лиризм, и женская незащищенность, и неженская логика. Практически во всех ее стихах есть то, что отличает высокую поэзию от рифмоплетства: в нескольких строках, даже в словах – образ, обобщение, чья‑то история или собственная – и тогда самоирония, трогательные детали, какая‑то пронзительная нежность. Её стихи нельзя «пробегать» глазами. Они цепляют, заставляют подумать – и о себе тоже, посмотреть на себя со стороны.

Зачем спешить? Еще успеем

Врагов своих мы насмешить.

И не задумываясь сеем

Мы сорняки своей души.

Мол, повзрослеем – перепашем,

Посеем хлеб, его взрастим.

Настанет день – и мы расскажем

Всё то, о чем сейчас молчим.

Но жизнь закружит в хороводе.

С концами не свести концы.

А дни приходят и уходят,

Похожие, как близнецы.

Я открываю её сборник «Избранное» на любой странице и нахожу своё.

В детстве. Не дали конфетку.

Плакали.

В юности. Нет взаимности.

Плакали.

Куда‑то пропала правда.

Плакать?

Шесть строчек. И вся жизнь.

А вот одно из самых любимых:

Вернуться в то время, когда еще живы

Родители, бабушка. Горкою сливы

С надтреснутой кожицей в центре стола.

Вернуться…

Обед немудрен, и тускла одежонка,

Но громко поется, хохочется звонко,

И в мире никто не желает нам зла.

Вернуться…

Эта «надтреснутая кожица» говорит больше, чем иные поэмы. И вот такие перлы (в первозданном смысле этого слова, а означает оно «жемчужина») щедро разбросаны по всем её поэтическим сборникам. Как это к ней приходило? Откуда? Почему именно к ней? Тайна.

Много лет назад волею судеб Раиса Александровна лишилась привычной работы программиста, но нет худа без добра. Она пришла на телевидение, и оно стало ее вторым домом, а нередко и первым – такова уж специфика нашей проклятой и прекрасной профессии. Раиса Ипатова быстро нашла свою никем не занятую нишу. Ее телепрограммы завоевали популярность. С ними смоленское телевидение стало теплее, человечнее, искреннее. Так мы стали коллегами. А ещё раньше Рая была в числе тех, кто горячо приветствовал появление новой газеты – «Смоленские новости».

Не все знают, что она была давним и преданным другом «СН», входила в состав самой первой редколлегии. Горжусь, что многие, очень многие ее новые стихи впервые были опубликованы в «Смоленских новостях». Всегда буду помнить, что именно Рая подарила мне несколько неформальных встреч с уникальной певицей и актрисой Еленой Камбуровой, с которой она дружила много лет.

А как она любила Смоленск!

И воздух столичный, и запах лесной

С восторгом вплетались в букет,

Но лишь за смоленской стеной крепостной

Могу я укрыться от бед.

Она слилась с этим городом, это было одно целое. И город отвечал ей такой же любовью. Её здесь обожали, ею восхищались, ждали её стихов, её Слова.

Раиса Александровна, Рая… Невозможно представить, что никогда больше не услышу её голос, её смех, её восторженные (очень часто преувеличенные) отзывы о статьях и «Диалогах» и едкие (очень редко несправедливые) замечания. И этот юмор, и эта ирония, которые были мне так близки и в которых мы так совпадали – всегда или почти всегда. Горе, горе… Невосполнимая утрата.

В одном из стихотворений она написала:

И встанут стихи мои в ряд.

Сначала кого‑то согреют,

А после меня воскресят.

Да, так оно и будет. Согреют её стихи еще очень и очень многих – и сегодня, и завтра – и воскресят тем самым поэта Раису Ипатову в душах и в сердцах читающих её. А в нашей памяти она останется навсегда.

Земля Вам пухом, Раиса Александровна!

Царство тебе Небесное, Рая!

Сергей Новиков


bottom of page