top of page

Между Стамбулом и Смоленском

Большинство смолян ездят в Турцию для того, чтобы отдыхать, немногие – чтобы подработать, и только 22-летний Радик Тхилов – для того, чтобы учиться и делать карьеру.

Он учится в турецком университете Сабанчи (Сабанджи) недалеко от столицы Турции – Стамбула. Этот вуз моложе, чем его студенты (основан в середине 1990-х), однако уже сейчас считается одним из лучших частных университетов мира. Как нашему соотечественнику удалось стать студентом Сабанчи? Вот его рассказ, записанный мною во время недавнего визита Радика в Смоленск.

Корни «позвали»

По национальности я месхетинец. Месхетинцы – это немногочисленная народность турецко-грузинского происхождения. Оба моих деда были репрессированы в 1944 году вместе с несколькими десятками тысяч месхетинцев; а полностью семья, как и многие представители нашего народа, переехала в Россию после событий 1989 года – массовых погромов месхетинцев в Узбекистане.

Поэтому я родился в Смоленске в 1992 году, вырос здесь, закончил школу, и до недавнего времени был студентом областного музыкального училища имени М.И. Глинки. В 2013 году я его закончил с красным дипломом и задумался: а куда дальше? Захотелось продолжить образование в Москве. Я планировал поступить в Российский университет дружбы народов, но не добрал несколько баллов. В этот момент наши родственники, живущие на территории Турции, предложили альтернативную идею: поступить в Сабанчи, молодой перспективный вуз. Принимали меня по двум основным документам: диплому о среднем специальном образовании и результатам ЕГЭ, причем решающую роль играло, как я понял, именно последнее. Так я и стал иностранным студентом.

Международная команда

Разумеется, когда я приехал учиться, мне почти всё в чужой стране казалось необычным. Например, время моего первого визита в Турцию совпало со священным месяцем Рамадан. Первая молитва начинается приблизительно в четыре часа утра, и шествие к мечети очень шумное, так что волей-неволей просыпались все вокруг, и я в том числе. В университетском городке нравы светские, но и там было чему удивиться. Например, большое впечатление на меня произвело то, что доступ в лаборатории и в библиотеки круглосуточный. Увлеченные студенты могут заниматься в любое удобное для них время – хоть ночь напролет – и никого этим не удивишь. Также отчетливо помню свой первый декабрь в Сабанчи. Я ходил по университетскому городку в шортах и футболке и не верил: настолько привык, что в Смоленске в это время года морозно, снежно, и люди укутаны с головы до ног...

Преподавание у нас ведется на английском языке. Это универсальный язык общения для многотысячного коллектива преподавателей и учащихся, собравшихся, наверное, из всех уголков Земли. Есть здесь и россияне, но немного: всего один преподаватель психологии и человек пятнадцать студентов.

Учеба в Сабанчи, как и в большинстве мировых вузов, продолжается четыре-пять лет – в зависимости от уровня владения английским языком. Я сейчас на первом году обучения (он считается подготовительным), но уже сейчас думаю о выборе специальности. Факультетов насчитывается около десятка, и я выбираю между биоинженерией и международными отношениями. Главная цель для меня – стать востребованным специалистом, причем свое будущее я связываю именно с Россией.

В Турции всё есть!

Конечно, жизнь в Сабанчи не ограничивается только учебой, ведь это полноценный университетский городок со всевозможной инфраструктурой. На территории кампуса, помимо современных общежитий и факультетских корпусов, находятся огромный стадион, очень современный спортивный комплекс, информационный центр, поликлиника, супермаркет, и даже... зал для музицирования. Время от времени я прихожу туда, чтобы поиграть на фортепиано. Одним словом, есть буквально всё, вплоть до мелочей. Например, если заходишь в общественный санузел, то там обязательно будет и мыло, и полотенце, и остальные принадлежности, не говоря уже о чистоте и блеске. Кому доводилось побывать в аналогичных местах нашего города, увы, меня поймет.

Впрочем, обходится такое удовольствие недешево: первый год в Сабанчи стоит 15 тысяч долларов; затем сумма уменьшается в зависимости от успехов студента в учебе.

Студент – везде студент

Казалось бы, за такие деньги турецкие студенты должны ходить на все лекции, пропадать в библиотеках, читая всё подряд, и вообще являть собой пример прилежания и усердия. Но нет! Студенты – везде студенты: есть те, кто любит поспать и пропустить первые пары, есть прогульщики и просто безответственные люди... Но так бывает везде. Справедливости ради стоит отметить, что в Сабанчи учатся много детей из состоятельных семей, которым, видимо, не очень жаль родительских финансов. Зато все студенты как один – очень доброжелательные и общительные. Наверное, здесь нет более популярного отдыха в свободное от занятий время, чем посиделки в дружеской компании за чашкой чая (да-да, именно чая: если турецкие студенты и позволяют себе спиртное, то мало и крайне редко). Впрочем, хотя турки и производят впечатление людей открытых, в действительности они, в отличие от русских, очень мало откровенничают о своей жизни.

Кроме того, мое внимание привлек и культурный аспект. В Турции проводится много концертов, развита «культурная» инфраструктура; всегда на хорошем уровне организация различных событий – тут не могу придраться. Однако, на мой взгляд, талантливых исполнителей музыки и одаренных певцов все-таки значительно больше в нашей стране...

Русский менталитет

У меня, как и у всех студентов, каникулы бывают дважды в год: летом и зимой. В это время я приезжаю в Смоленск, к своим родным. Город я вижу всего два раза в год, поэтому любые перемены сразу замечаю. Впрочем, не могу сказать, что за последние годы Смоленск сильно изменился в лучшую или худшую сторону. Бросается в глаза обилие торговых центров – мне кажется, такое большое количество людям совсем не нужно. Лучше бы появлялись промышленные предприятия, развивались наука, культура и искусство...

Вот так я живу в последнее время – между Стамбулом и Смоленском. Устаю от перелетов, причем главным образом потому, что сотрудники службы безопасности в аэропортах очень тщательно и долго обыскивают меня, проверяют документы. Наверное, думают, что я какой-нибудь мусульманин из исламского государства. Но внешний аспект обманчив, потому что в действительности я коренной смолянин, который самостоятельно пришел к атеистическому мировоззрению.

Подготовила Мария ВОЛКОВА


bottom of page