Мойдодыр следит за курсом
Производители стирального порошка, зубной пасты и прокладок с памперсами готовятся повысить цены на продукцию в ближайший месяц из-за роста курса валюты
Речь идет о краске для волос, стиральных порошках, бритвенных станках, мыле, памперсах и средствах личной гигиены для женщин. В этот же список могут попасть майонез, кетчуп и чай.
Причина, как и с большинством товаров, заключается в том, что в производственной цепочке довольно много импортных ингредиентов, начиная с «расходников» и заканчивая упаковкой.
Кроме того, значительная часть продукции – это чистый импорт, то есть к нам привозят уже готовый запечатанный товар.
«Крупные поставщики реагируют на изменения курсов валют не моментально: они всегда стараются учесть плановые показатели, получить отчет за год, прежде чем начинать вести жесткую политику и повышать стоимость продукции», – поясняет исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов.
Если во главе угла будет стоять падение прибыли таких компаний, то они точно начнут пересмотр цен, добавляет эксперт.
Пока «оптовики» не разглашают, насколько подорожают подобные товары, но российская пресса со ссылкой на оптовых распространителей продукции уже сообщила о росте цен в этих сегментах в среднем на 40 процентов. По словам Андрея Карпова, такой вариант исключать нельзя, хотя он пока не слышал о значительном удорожании продукции.
«Если какой-то завод поднимет цены в одностороннем порядке, не посоветовавшись со своими конкурентами, то он просто потеряет покупателя. А россияне в этом плане – народ непринципиальный. Те же памперсы производит большой круг компаний, так что потребитель просто пойдет к другой полке», – уверен Карпов. Говорить же о дефиците не приходится по аналогичной причине: слишком велико предложение на рынке.
Джон Моэллер, финансовый директор «Procter & Gamble», 27 января заявил, что из-за резкого изменения курса не только рубля, но и ряда других национальных валют предприятия действительно столкнулись с сильным падением прибыли в третьем и четвертом кварталах 2014 года. Так, в долларовом эквиваленте выручка упала на 31 процент, а к лету рухнет еще на 12 процентов (1,4 миллиарда), когда завершится процедура вычета налогов. Большая часть – около миллиарда долларов – приходится на Россию, Украину, Японию, Швейцарию, Венесуэлу и Аргентину.
Компания уже разрабатывает план по оптимизации доходов, подчеркнул Джон Моэллер. Среди основных пунктов – работа с ценообразованием. Хотя цифры финдиректор не огласил, ясно одно: бороться с издержками будут стандартным способом – повышением стоимости товаров.
У большинства крупных иностранных компаний в России и других странах открыты свои заводы. Тот же «Procter & Gamble» застолбил участок в Тульской области, и там работают не только на внутреннего покупателя, но и на экспорт (страны СНГ, Турция и Польша). Этот завод производит чистящие средства для сантехники, порошки, ополаскиватели для белья и детские памперсы. Второе предприятие, в Нижегородской области, выпускает шампуни и краски для волос. Третье, в Петербурге, занимается выпуском товаров для мужчин (бритвы и сменные картриджи).
Еще одна зарубежная корпорация – британо-нидерландская «Unilever» – тоже столкнулась с сокращением прибыли в 2014 году. Ее предприятия выпускают чай, кетчупы, мороженое, дезодоранты и средства по уходу за волосами. По данным пресс-службы, товарооборот компании снизился на 2,7 процента, и немалую роль в этом сыграл курс валюты.
В России «Unilever» реализует около половины всей продукции. Ее заводы также стоят в Тульской области (продукты быстрого приготовления и майонез), в Санкт-Петербурге (чайное предприятие и фабрика «Северное сияние», выпускающая шампуни, бальзамы, гели для душа и средства по уходу за домом) и в столице (маргариновый завод).
Глава корпорации Пол Полман отметил, что третий квартал 2014 года был худшим для них за последние пять лет. «Мы не ждем значительного улучшения рыночных условий в 2015 году», – предупредил он.
Наш корр.