top of page

Не позавидуешь

Россияне признались в не лучших чувствах и помыслах

Зависть – чувство плохое. Неправильное, неприличное и вообще грех… Но живучее, как с ним ни борись. 42% наших сограждан признались социологам фонда «Общественное мнение» (ФОМ), что хоть иногда, но испытывают его по отношению к ближним своим, да и к дальним тоже.

Правда, лишь 4% россиян честно называют себя завистливыми, 39% такую черту своего характера категорически отрицают. Чаще других в подобной склонности признаются молодые люди до 30 лет (8% расписались в зависти к кому‑то). Чем старше респонденты, тем они более терпимы к чужим успехам или богатству: 2% завистников в когорте 31–45-летних, 3% – у старшего поколения, 1% – среди 46–60-летних.

Однако, по словам 38% россиян, пусть редко, но зависть они к кому‑то испытывают. 58% гордо сказали, что не завидуют никогда и никому. Среди людей старше 60 лет таких праведников уже три четверти (76%). Аналитик ФОМ Григорий Кертман связывает это как с «межпоколенческими различиями», так и с «разной степенью искренности» (проще говоря, привычкой не признаваться в дурных мыслях и чувствах).

Чему наши сограждане завидуют? Материальному благополучию (13%), чужой удаче и везению (8%), хорошей семье или ярким талантам (по 4%), счастью и достижениям (3%), хорошей работе (2%), крепкому здоровью, возможности отдыхать и путешествовать, вообще чужому «образу жизни» (по 1%).

Для многих становится неприятным открытием зависть окружающих – с этим не сталкивалась лишь четверть россиян (24%). Впрочем, кое-кто (29%) считает это чувство не настолько «вредным». И даже полезным. По мнению каждого пятого, зависть может помочь человеку добиться успеха (не согласны с ними 49%, еще 20% не связывают успех человека с этими чувствами). Бытует мнение, что у завистника появляется стимул к большей активности и к самосовершенствованию. Но это, похоже, всего лишь стереотип. Равно как и уверенность, что женщины завидуют чаще мужчин. Выразили ее 59% мужчин и 79% самих прекрасных дам. Но социологи утверждают: зависти, как и любви, покорны все возрасты, а гендерные различия здесь довольно невелики.

Екатерина Добрынина


bottom of page