top of page

Массовый психоз «массовой измены»

"Шпионка из Смоленской области"

Жительница Вязьмы, многодетная мать Светлана Давыдова арестована сотрудниками ФСБ утром 21 января.

шпионка.jpg

Ей предъявлены обвинения по статье 275 УК РФ «Государственная измена». Как сообщают информационные агентства, в апреле прошлого года Давыдова позвонила в посольство Украины в Москве и сообщила, что расположенная напротив ее дома воинская часть опустела, и это, по мнению женщины, может быть свидетельством отправки военнослужащих в зону российско-украинского конфликта. В те же дни Давыдова якобы услышала в маршрутке разговор по мобильному телефону незнакомого мужчины о том, что солдат местной войсковой части № 48886 направляют в Москву. Той самой, которая видна из квартиры Давыдовой. На данный момент арестованная содержится в следственном изоляторе Лефортово в Москве. Сообщается, что Лефортовский суд избрал ей срок содержания под стражей до 19 марта. Давыдова – кормящая мать, у неё двухмесячный ребёнок, в целом в семье семеро детей. Трое – дети от брака с её супругом, а четверо – дети её умершей сестры. Такая вот «любвеобильная» не то изменница, не то шпионка.

Ряд экспертов выразили сомнение в законности действий правоохранителей. По их мнению, поступок Давыдовой нельзя трактовать как госизмену, так как никакой точной информацией она не обладала, а всё сказанное во время звонка в посольство является лишь ее собственным предположением, за которое нельзя привлекать к ответственности. Сообщается, что члены президентского Совета по правам человека берут дело под свой контроль. Ряд юристов не видят в действиях Давыдовой преступного характера. Они не видят, следователи зрят, супруг готовит передачи, а двухмесячный ребенок переводится на искусственное питание и плачет.

Александр Березнев

* * *

Сколько наших дедов и прадедов были расстреляны или отсидели за «измену Родине» по статье 58 УК РСФСР 1922 года? Миллионы. То есть мысль о возможности «измены Родине» как массового явления усвоена нами «генетически». В реальности это массовый психоз, «ген шизофрении» с сопутствующим провалом в логике: ведь если Родине изменяют столь массово, то где наша Родина?

Лишение свободы за «государственную измену» (или «шпионаж») матери семерых (пусть трое – приемные) детей Светланы Давыдовой из Вязьмы – означает взгляд на «измену Родине» именно как на массовое явление. Симптомы паранойи возникли в конце 2012 года, когда Дума расширила ст. 275 УК РФ («Государственная измена»), включив в нее всякие «иные действия» в том числе и не специальных субъектов. Ну а сегодня, по данным опросов интерактивных СМИ, домохозяйку из Вязьмы готовы считать «изменницей» до 80 процентов откликнувшихся сограждан.

Очаг эпидемии паранойи, несомненно, находится в ФСБ, где, наверное, искренне верят в эту картину. Если исходить из предположения, что в спецслужбах узнали о звонке Давыдовой в посольство Украины непосредственно в момент звонка (а как еще?), то 9 месяцев (тоже символический срок для матери 2-месячного ребенка) ее «вели», прежде чем отправить в «Лефортово». С апреля по январь спецслужбы уже узнали о ней всё. Наверняка им было известно и о дневниковых записях, которые, оказывается, вела эта добрая женщина, одно время считавшая себя коммунисткой. Одна из записей, сделанная в апреле, фиксирует разговор о передвижении военных, случайно услышанный Давыдовой в маршрутке (ее цитирует по протоколу обыска побывавший в Вязьме журналист «Медузы»).

Этот «приобщенный» дневник – лучшее доказательство невиновности: настоящие шпионы не держат такие записи в ящике стола. И эти настоящие шпионы (которые, наверное, есть) должны чувствовать себя вольготно, пока спецслужбы охотятся за привидениями «массовой измены».

В прошлую пятницу, назавтра после того, как Интернет взорвался историей «смоленской шпионки», в том же зале «Иностранки» Комитет премии имени отца Александра Меня вручил ее советнику Президента РФ и председателю СПЧ Михаилу Федотову. Вполне заслуженно. Однако если бы мы просто поздравили друг друга с этой премией, зная, что Светлана Давыдова сцеживает в это время грудное молоко в камере «Лефортова», отец Александр, наверное, нас бы не понял.

Поэтому, не спрашивая разрешения Федотова, мы составили (как сумели, с учетом того, что знаем) коллективное обращение на имя генерального прокурора РФ и пустили его по рядам. Первые десятки подписей собраны еще в «Иностранке». Обращение открыто для подписания на сайте «Конгресса интеллигенции», но его можно подписать также и через сайт «Новой».

С 22 января, когда судья Лефортовского суда Елена Галиханова (история должна знать это имя) отправила Давыдову в камеру СИЗО, следователь Михаил Свинолуп делал все, чтобы не подпустить к ней ни одного адвоката, кроме им же назначенного Андрея Стебенева (эта фамилия тоже важна для истории).

Скорее всего, следствие, шантажируя Давыдову и ее мужа детьми, склоняет «шпионку» к сделке: в обмен на признание вины ее могут даже и отпустить к детям.

Тогда Свинолуп предстанет еще и гуманистом, а возможности защиты будут крайне затруднены.

Массовому психозу «массовой измены» должна быть противопоставлена стойкость тех пускай 10 процентов от «массы», которая сохраняет здравый рассудок и здравое неприятие войны. Массовые репрессии в СССР – это было совсем недавно.

Леонид Никитинский, «Новая газета»


bottom of page