Что происходит с сельской школой?
В октябре прошлого года Васьковская средняя школа Починковского района торжественно отпраздновала юбилей – школу для сельского поселения строили с учетом перспектив. Было здесь подсобное хозяйство смоленских энергетиков, крупный совхоз. В последние годы работает предприятие по переработке молока. Продукцию с брендом «Молоко из Васьково» знают далеко за пределами района. Вот и появилось 20 лет назад современное школьное здание с бассейном, спортивным залом, просторными классами, куда ежедневно приходят около ста местных ребятишек, с учетом дошкольного отделения.
Педагогический коллектив в школе сложился дружный, профессиональный, сюда после окончания вузов возвращаются ее выпускники. Зарплата, которую подняли в рамках майских указов, способствовала престижу сельского учителя. Но с 1 сентября этого года она стала уменьшаться. А с 1 марта, как узнали школьные учителя на педсовете, не только зарплаты значительно «похудеют», но и качество образовательного и воспитательного процесса в сельской школе может значительно снизится.
Рассказывает преподаватель русского языка и литературы Васьковской школы Елена Максимовна Савельева (на снимке в центре):
– На педсовете нам сообщили о сокращении. С 1 марта в школе не будет ставки пионервожатой, которая занимается воспитательной работой с детьми. Сокращаются ставки завуча и тренера бассейна на 0,5, полностью закрывается группа продленного дня, внеклассная работа не будет оплачиваться, равно как и проверка тетрадей.
Самое страшное в этой ситуации то, что наши дети после окончания уроков будут предоставлены сами себе. Большинство родителей работают за пределами поселения и возвращаются только поздним вечером, у них нет возможности заниматься уроками с детьми, контролировать их. Все эти задачи сейчас решает школа. Дети ездят на спортивные соревнования, предметные олимпиады, побеждают на них.
С 1 марта в школе просто не будет вестись внеклассная и кружковая работа – на это нет денег. Что ждет наших детей, их родителей – понятно. Получается, что школа по окончании уроков будет закрыта: кружки, спортивные занятия, плавание станут недоступны детям.
О майских указах
Учителя школы рассказали, что в соответствии с президентскими указами им была повышена зарплата за счет средств стимулирующего и надтарифного фондов. Стимулирующий фонд складывается из 16 процентов от фонда оплаты труда. Из него оплачивается работа, которая не входит в обязанности учителей – классное руководство, проверка тетрадей, участие в олимпиадах и соревнованиях, методическая работа и так далее. Средняя зарплата по школе была 24 тысячи рублей. Сейчас она уменьшилась на треть.
Елена Максимовна Савельева продолжает:
– С 1 сентября прошла первая тарификация, в октябре – вторая. Нам сообщили, что надтарифный фонд уменьшился до 11 процентов. На сегодняшний день этого фонда вообще не существует, и нам не выплатили ни копейки свыше базовой ставки. Реальная зарплата учителей уменьшилась на одну треть. Во всем обвинили директора школы, вызывали в прокуратуру. В «Российской газете» в то время (декабрь 2014 года) журналист также подтвердил этот абсурд – оказывается, всё дело в том, что директора школ не умеют считать деньги! На самом деле их делают крайними в этой некрасивой истории. В прокуратуре директорам школы предъявили «обвинение» не в том, что они снизили зарплату учителям, а что не предупредили за два месяца о понижении! Сейчас директор школы формально это сделал – мы узнали, что нас и школу ожидает с 1 марта. Директор – человек подневольный, и его легко уволить как «утратившего доверие». Ему довели фонд зарплаты на этот год: вместо 811 тысяч прошлогодних – 359 тысяч. Вот он и считает, сокращая всё, что возможно. И мыслительные способности нашего руководителя здесь ни при чем! Думаете, ему это нравится – разваливать школу?
Похоже на то, что нас переводят на подушевое финансирование – но в районе все школы, за исключением четырех, являются малокомплектными. При таком раскладе школу ждут дальнейшие потрясения. Кроме того, закон «Об образовании» категорически запрещает увязывать зарплату учителя с количеством учеников!
Наше ближайшее будущее – дополнительного образования в школе не будет. Мы провели уроки, закрыли школу и ушли! Такая прекрасная база для развития творческих способностей детей не будет использована! Что делать детям дальше? Сердце болит за этих детей…
В наш разговор вступают родители.
Ольга Федорова, работник культуры:
– У меня ребенок учится в первом классе, уроки заканчиваются в 13 часов. Сейчас он посещает разные кружки, занимается в бассейне, в группе продленного дня. Я знаю, что забрать его из школы нужно в 5 часов, так и планирую свою работу. С 1 марта ребенку придется после уроков самостоятельно возвращаться домой через дорогу (магистраль Смоленск – Брянск, которая «режет» поселок на две части). Что будет делать малыш один дома? С работы я уйти не могу. Не могу возить ребенка на дополнительные занятия ни в Починок, ни даже в близлежащее Стодолище, где для детей есть музыкальные, художественные занятия. А чем наши дети хуже?
Ее горячо поддерживает и выпускница Васьковской средней школы, ныне ее преподаватель и мама ученика начальной школы Елена Николаевна Харитонова .
«Неперспективная» школа
Проблемы есть и в филиале Васьковской средней школы – Ворошиловской, которая находится в 17 километрах от «главной» школы. Ворошиловская школа попала в число «неперспективных» и ее собираются закрыть. Учатся на сегодняшний день там 11 человек. Деревня, где находится школа, по мнению главы Васьковского сельского поселения Олега Жукова, является перспективной: в конце прошлого года губернатор области Алексей Островский присутствовал на долгожданном мероприятии – в село пришел природный газ. Появились люди, желающие развивать здесь производство: на базе пилорамы планируется создать производство по изготовлению самого современного вида топлива – пеллетных брикетов. Есть намерения открыть животноводческую ферму по производству мраморного мяса. В деревню переезжают люди из окрестных деревень и даже из райцентра.
В Ворошиловской школе мы встретились с многодетным отцом, который недавно переехал в деревню из Починка ради будущего своих пятерых детей.
Алексей Олегович Захаренков (на снимке) говорит:
– Приехал сюда осмотреться, понравилась школа, теплая, уютная, учеников в классе немного, вот и решился на переезд. Считаю, что детям нашим здесь будет лучше. Услышал, что школу собираются закрыть. Я и все родители, все жители категорически против. Как деревня будет жить без школы?
Вы ехали по дороге и видели, в каком состоянии она находится. Я своего ребенка не отпущу в такую дорогу.
Покрытие дороги, действительно, не в лучшем состоянии, скорее – в аварийном. К тому же, она делает несколько опасных поворотов, которые не ограждены. Добавим к этому расстояние до Васьковской школы – 17 километров в один конец. Как возить туда малышей?
Глава сельского поселения обратился в дорожный департамент с просьбой оценить состояние дороги и объем работ, который должен быть выполнен. Даже навскидку, это не один десяток миллионов рублей.
Владимир Геннадьевич Массорин, который возглавляет филиал школы, категорически против закрытия малокомплектной школы. И не только потому, что он многодетный отец. Молодой человек вернулся в родную деревню, чтобы улучшить жизнь односельчан. Мастер на все руки, он вместе с учителями (прекрасный коллектив единомышленников и энтузиастов!) своими руками делает ремонт классов, заботится о ребятишках:
– Нельзя закрывать нашу школу, которая является не только образовательным учреждением, но и центром культуры деревни. Сюда приезжают молодые семьи с детишками в надежде создать для них хорошие условия для развития, возродить производство в глубинке. У меня самого растут трое детей, у учителя физкультуры – двое. Нам как родителям даже подумать страшно, что им придется каждый день ездить в школу за три десятка километров по разбитой дороге. А уезжать из деревни мы не собираемся!
Я считаю, закрытие школы нецелесообразным еще и потому, что восстановление дорожного полотна потребует столько денег, что их может хватить школе на десятилетия. Ведь много нам не надо: для ремонта школы находим спонсоров, многое делаем своими руками. А с развитием производства в деревне начнется совершенно другая жизнь: приедут работать люди с семьями, пустующие дома в деревне есть, а школы не будет. Представить невозможно!
Мы обратились к Уполномоченному по правам человека в Смоленской области. На днях Александр Михайлович Капустин приедет к нам в школу, чтобы ознакомиться с проблемой, посмотреть, как мы живем. Надеемся, что будет принято разумное решение. Хочется, чтобы нас услышали и в областной администрации, поддержали село – ведь нет у него перспектив без школы!
Надеемся на это и мы.
Татьяна Шатыркина