top of page

В мире веры и страстей

«Полнолуние» – так называется художественная выставка жителя деревни Слойково Дорогобужского района Анатолия Кузьмина, открывшаяся в Центре культуры на улице Тенишевой.

Автор выставки – профессиональный архитектор, окончил соответствующий факультет политехнического института в Алма-Ате. Художественным творчеством начал заниматься ещё в Казахстане, но на уровне досуга или хобби. Ныне для пенсионера деревни Слойково творчество – это главное в жизни.

«В своей работе я стремлюсь выявить сущность того или иного явления природы или предмета» – говорит автор. Описывать каждый экспонат дело бесперспективное – столь разнообразна выставка по авторским решениям в воплощении того или иного образа. Здесь и живопись, и декоративно-прикладное искусство, все работы небольшого формата, каждая требует внимательного изучения, но после знакомства с экспозицией, тянет ещё и ещё раз её обойти. Чего здесь нет, так это штампов, рутины, подражательности. Не каждую работу, что называется, «принимаешь на «ура», но – большинство.

Три небольшие работы в чём-то следуют иконописной традиции. Выполнены на небольших досках яркими красками в традиции русского народного узора. Они передают образ человека в его лучших состояниях. Это «Нежность» и «Первенец» – своеобразный гимн материнству. Третья – «Ожидание» – перед нами молодая женщина на поляне. Она ждёт свою судьбу, здесь автор воплотил вариативность земной любви, возможно, это окажется страсть, искушение, а быть может, светлое материнство, становление женского естества и сердца в самоотдаче и служении. Анатолий Кузьмин много работает с деревом, один из результатов – образ Богоматери. Небольшого формата, в глубине деревянного орнамента, он как бы отдалён от нас веками, но ясен, исполнен света и дара надежды. Как поясняет Анатолий Васильевич, лик Богородицы он увидел, обрабатывая кусок доски, делая заготовку, и вдруг… Богоматерь словно проступила на поверхности. Работа так и называется – «Неожиданная находка». Впечатляет его работа «Страсть»; перед нами две сцепленные намертво фигуры чёрного и белого цвета, схематично напоминающие человеческие силуэты, но точно передающие драматизм данного состояния, рождённого веховой в жизни встречей. Кто ж того не проходил… Здесь не две личности, но две эмоциональные составляющие страсти: свет и тьма, плоть и душа. Аналогичное композиционно-техническое решение в создании образа в работе «Библейский мотив», но удивительно: здесь нет обрекающего на трагедию или драму рока судьбы настроения. А что? Не знаю, сходите и сами оцените. А вот «Повелитель ветров». Мы видим старинное дерево с огромным дуплом, образованным ударом молнии или шквальным ветром, перед нами уже не кровоточащая рана, но и вечная боль, предоставленная динамике рвущихся куда-то вдаль линий. Невольно заподозришь автора в приверженности к чему-то подобному. Но рядом работа «Бабочки» – сама тишина, тепло, дружба, беззащитность. Далеко не каждая работа Анатолия Кузьмина тяготеет к реальным образам, например, в композиции из дерева «С высоты глядя на землю», где нет каких-то привычных существ: людей, животных или птиц. Но есть пластика некоей фигуры, сжатой и мощной, лично у меня вызвавшей ассоциацию со стихотворением Бродского «Осенний крик ястреба». Не спросил, читал ли Анатолий Кузьмин этого поэта, но долго не мог отойти от данной композиции. Ещё Анатолий Кузьмин пробует себя в живописи. Достаточно большая картина «Запуск змея» демонстрирует определенную наивность автора в широкоформатной живописи. Яркое небо, яркие пики гор, зелень луга и крохотные фигурки на ней. Решение, что называется, в лоб, на уровне хорошего ученичества. Зато как притягивают этюды этого ищущего себя всю жизнь художника! «Сенокос», «Слойково», «Дорогобуж» – в каждой своя цветовая гамма, своё композиционное решение, своя тональность. И милая узнаваемость российской глубинки – родная, милая, живая. Посетителя обязательно привлекут четыре работы в едином обрамлении – «Времена года». Это крохотные живописные этюды, поэтично-музыкальные, я бы сказал…

Выставка «Полнолуние» продлится до 8 февраля.

Александр Березнев


bottom of page